Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 107 
Next page End  

Карен Хорни: «Самоанализ»
9
задумываться о себе есть потворство собственным слабостям и «эгоизм». С другой стороны,
лучшие представители психоанализа подчеркивают не только ответственность человека перед
другими, но также и перед самим собой. Поэтому они всегда говорят о неотъемлемом праве
индивида на достижение личного счастья, включая и его право серьезно относиться к развитию
у себя внутренней свободы и автономии.
Каждый человек должен решить для себя, какая из этих двух жизненных философий для
него более ценна. Если он выберет первую, бессмысленно спорить с ним об анализе, так как он
склонен считать неправильным, чтобы кто-либо позволял так много размышлять о себе и своих
проблемах. Можно просто попытаться убедить его в том, что благодаря анализу человек
обычно становится менее эгоцентричным и надежным в своих отношениях с другими людьми.
Тогда, пожалуй, в лучшем случае он согласится, что интроспекция — спорное средство
достижения достойной цели.
Человек, убеждения которого отвечают другой философии, возможно, и не будет считать,
что интроспекция как таковая заслуживает порицания. Для него понимание себя так же важно,
как и понимание внешнего мира; искать правду о себе так же ценно, как искать правду в других
областях жизни. Единственный вопрос, который обычно его интересует, — это конструктивна
интроспекция или бесполезна. Я бы сказала, что она конструктивна, если служит желанию
человека стать лучше, душевно богаче и сильнее; если это ответственная попытка понять и
изменить себя. Если же она является самоцелью, то есть если ею занимаются лишь из
абстрактного интереса к установлению психологических связей — искусство ради искусства, —
тогда она легко может выродиться в то, что Хьюстон Петерсон называет «mania psychologica».
И она также бесполезна, если состоит только из самолюбования или пробуждения жалости к
себе, из бесплодных размышлений о самом себе и пустых самообвинений.
И тут мы подходим к важному моменту: не выродится ли самоанализ именно в такого
рода бесцельную игру ума? Мой опыт работы с пациентами позволяет считать, что эта
опасность не настолько распространена, как можно было бы предполагать.
По всей видимости, только тот подвергается этой опасности, кто склонен и в работе с
аналитиком постоянно заходить в тупики подобного рода. Без руководства он заблудится в
бесполезных поисках. Но даже в этом случае попытки самоанализа, хотя они и обречены на
провал, едва ли могут нанести вред, ибо не анализ как таковой является причиной его
бесплодных раздумий. Такой человек еще до того, как впервые соприкоснулся с анализом,
подолгу размышлял о своих болях в животе или их появлении, о том, что было им или по
отношению к нему неправильно сделано, или долго и тщательно разрабатывал сложные и
бесполезные «психологические объяснения». Он пользуется — или злоупотребляет — анализом
как оправданием непрекращающегося движения по старым кругам: анализ создает иллюзию,
что подобное круговое движение является честным и тщательным исследованием себя.
Поэтому мы должны отнести такие попытки скорее к ограничениям, а не к опасностям
самоанализа.
При обсуждении возможных опасностей самоанализа возникает важный вопрос: не
содержит ли он риска нанести определенный вред индивиду? Отважившись на это рискованное
предприятие без посторонней помощи, не всколыхнет ли человек скрытые силы, с которыми не
сможет справиться? Если он обнаружит главный бессознательный конфликт, пока еще не видя
путей выхода из него, не возникнут ли у него глубокие чувства бессилия и тревоги, которые
приведут его к депрессии или даже самоубийству?
Здесь мы должны провести различие между временными ухудшениями и ухудшениями
стойкими. Временные ухудшения возникают всегда, как бы ни протекал анализ, поскольку
раскрытие вытесненного материала обязательно вызовет тревогу, ослабленную прежде
защитными мерами. Более того, оно должно выдвинуть на передний план аффекты ярости и
гнева, скрытые обычно от сознания. Это шоковое воздействие столь велико не потому, что
анализ привел к осознанию некоторых дурных или порочных наклонностей, терпеть которые
невозможно, а потому, что он поколебал равновесие, пусть и непрочное, но все же
предохранявшее человека от чувства потерянности в хаосе противоречивых влечений. В
дальнейшем мы еще обсудим природу этих временных ухудшений, поэтому здесь достаточно
будет подчеркнуть, что они бывают.
Hosted by uCoz