Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 91 
Next page End  

разворачивания деятельности. Содержание того, в чем мы проявляем активность, может быть очень
различным. Но все, что мы делаем эффективно, имеет вполне определенное сходное внутреннее
строение. Поэтому, когда человек собирается в чем-то стать мастером, то для этого ему необходимо
придать соответствующей деятельности внутреннее строение мастерства.
Для демонстрации способа, как это можно осуществить, обратимся к фрагменту одного из наших
семинаров.
Ведущий: В какой области, Михаил, вы решили добиться успеха?
Михаил: В ведения деловых переговоров.
Ведущий: Подумайте, что в общении с людьми у вас хорошо получается? Что вам дается легко,
приносит удовлетворение, даже радость? Может вам с детьми очень просто общаться или с девушками
свободно знакомитесь? Михаил, иногда люди очень эффективно решают проблемы с обменом
некачественных товаров в магазине. Для кого-то большая трудность предъявить претензии, а кому-то и
в голову не приходит, что ему могут отказать в его просьбе. Человек настолько естественен в своем
желании обменять вещь, что никакого сопротивления у продавца даже не возникает.
Михаил: Пожалуй, я без труда могу произвести хорошее впечатление на человека при
поверхностном знакомстве.
Ведущий: Вы уверены в этом?
Михаил: Да. Это для меня настолько привычно, что я не обращал раньше внимания. Вот сейчас,
перебирая, заметил, что у меня много знакомых. Причем таких, с кем я встречаюсь в коридоре или на
улице случайно.
Такое пятиминутное знакомство. Хорошие отношения, но я к ним не стремился и не прикладывал
каких-либо усилий.
Ведущий: У вас явно есть зрительный образ ситуации такого знакомства. (Реплика к аудитории.)
Обратите внимание, Михаил смотрит как бы сквозь меня. У него расфокусированный взгляд, и смотрит
он прямо перед собой.
Это указывает на доступ к зрительным образам. Кроме того вы заметили, что он улыбается и
кисть его правой руки двигается, как при рукопожатии. Действительно, для него данная ситуация очень
приятна.
Михаил, сохраните этот зрительный образ. Он нам чуть позже понадобится. А теперь вы в
ситуации деловых переговоров. Создайте зрительный образ. Есть?
Михаил: Да, у меня есть картинка.
Ведущий: Хорошо. Теперь поместите на заднем плане образ ситуации, в которой вы чувствуете
себя совершенно естественно. А на переднем плане образ ситуации деловых переговоров. Сквозь
ближнее к вам изображение смотрите на то, в чем вы мастер. Потратьте на это столько времени, сколько
вам необходимо, чтобы заметить, как начинает меняться по своим параметрам образ ситуации деловых
переговоров.
Прежде чем Михаил нам расскажет о своем опыте, я хотел бы заметить следующее (обращается к
аудиторам). За те минуты, пока Михаил работал со своими образами, его внешние реакции отчетливо
показывали нам, как протекал процесс. Приблизительно секунд через десять после того, как он
сосредоточился на двух изображениях, у Михаила закрылись глаза. Можно было наблюдать, как под
закрытыми веками происходило интенсивное движение глазных яблок. Это говорит об определенных
изменениях зрительных образов. Одновременно у него все время менялся рисунок морщин на лице и
особенно вокруг глаз. Видно было, как менялся цвет кожи на щеках. Я бы еще отметил заметное
подрагивание нижней губы. Это все указывает на наличие выраженных телесных ощущений.
Когда движение глазных яблок под закрытыми веками прекратилось, он открыл глаза, Взгляд был
«остановившийся», — глаза слегка расфокусированы. Он явно сосредоточен на определенном
зрительном образе. Прекратился «танец» морщин, стабилизировался цвет кожи. Перестала подрагивать
нижняя губа. Процесс закончился. Михаил, расскажите нам, что произошло.
Михаил: Первоначально оба зрительных образа были статичны и отчетливо отделены один от
другого. Затем мне показалось, что возникло подергивание то ли первой картинки относительно второй,
то ли наоборот. Я закрыл глаза, чтобы лучше разглядеть, и тут началось. Границы образов стали
размыты, они как бы попали в одно пространство.
Hosted by uCoz