Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 91 
Next page End  

На следующий день Ирина рассказала о своих успехах.
Ирина: Я весь вечер дома вязала и получила большое удовольствие. Я поняла, что в этом деле
очень важную роль играет ритм. Как только отдельные движения слагаются в ритмический рисунок,
работать становится легко и просто. Остается только следить за этим рисунком. Я пробовала вечером
вязать несколько разных узоров и обнаружила, что каждый из них слагает свою собственную мелодию.
Причем мелодия как-то сама собой запоминается. И в дальнейшем, когда снова вывязываешь этот узор,
остается только эта ритмическая мелодия. Все остальные детали просто теряются, в том числе, и сам
ритм начинает играть какую-то подчиненную роль внутри мелодии.
Приведенные фрагменты семинара позволяют проиллюстрировать, как человек может
использовать свои внутренние ресурсы осваивая что-либо новое. Хотелось бы отметить, что
путешествие в комнату личного мастерства само по себе очень увлекательное занятие. Это способ
соприкосновения со своим внутренним миром. Ведь обычно мы имеем дело с эмоциональным
переживанием тех или иных субъективных состояний, а не с их зрительным образом. Посещение же
«комнаты мастерства» дает человеку возможность увидеть символическое представление его
собственных внутренних состояний.
Приведем пошаговое описание процедуры изменения, позволяющей получить доступ к
сокровищам личного мастерства.
1. Найдите то, в чем вы считаете себя мастером.
2. Переживите это поведение в ассоциированном состоянии, т. е. как главный участник, а не
сторонний наблюдатель. Важно воспроизвести не только зрительные образы, но и звуки, связанные с
ситуацией мастерства, эмоциональные переживания, вкусовые и обонятельные ощущения, если они,
конечно, присутствуют там. Часто большую роль в данном поведении играют ощущения, связанные с
движением тела или отдельных его частей.
3. Диссоциируйтесь от ситуации личного мастерства. Иначе говоря, посмотрите на все
происходящее от начала и до конца с точки зрения стороннего наблюдателя. Вы становитесь в позицию
зрителя сцен из своей собственной жизни.
4. Вы имеете теперь две картины одного того же события. В одном случае, вы ассоциированы со
всем происходящим, в другом — диссоциированы от него.
Далее, перед своим внутренним взором расположите диссоциированный образ на заднем плане,
а ассоциированный — на переднем. И затем, синхронно запустите события ситуации мастерства на
переднем и заднем планах. Один из вариантов, как это можно сделать, описан в, приведенном
фрагменте нашего семинара.
Итогом данного шага процедуры будет трансформация диссоциированного образа в комнату
личного мастерства.
5. Мысленно войдите в «комнату мастерства». Найдите там удобное место для занятия делом, в
котором решили совершенствоваться. И сделайте то, в чем вы хотите стать мастером. Уже говорилось,
что комната может использоваться разными способами. В ней можно отдыхать, размышлять, искать
решения в сложных ситуациях, набираться сил и т. д. Все зависит от вашей изобретательности.
6. Проверка эффективности изменений происходит в реальной жизни. Одним из критериев
действительного изменения является то, что человек обнаруживает в новом для него деле какой-то
важный момент, определяющий успех работы. В примере с Ириной таким моментом был ритм
движения рук.
Несложно понять, что «комната личного мастерства» у разных людей будет разной. Все зависит
от индивидуальных особенностей человека. Можно сказать больше — вместо комнаты вполне вероятно
появление «библиотеки мудрости» или «сада мастерства». В общем, образ бывает очень различным. Его
конкретная форма определяется психологическими качествами самого человека и спецификой
процедуры.
Замечено, что все предметы в комнате, как и она сама, — это как бы овеществленные процессы
Hosted by uCoz