Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 91 
Next page End  

разные впечатления друг о друге. Южанин скажет себе: «Надо же, какой высокомерный и холодный
человек», а северянин подумает: «Какой навязчивый этот южноамериканец».
Экспериментально было обнаружено, что на восприятие человека в процессе общения влияет
такой фактор, как тип телосложения. Полный мужчина вызывает впечатление добродушного,
сердечного, немного болтливого, старомодного, доверчивого, эмоционально открытого людям,
любителя житейского комфорта и еды. Мужчине атлетического вида приписываются такие качества, как
сила, мужество, смелость, уверенность в себе, энергичность, дерзость, инициативность. Хрупкий,
высокий, худощавый мужчина воспринимается как любящий уединение, скрытный, нервный,
честолюбивый, подозрительный, чувствительный к боли.
Замечено, что направление взгляда другого человека может влиять на наше впечатление о нем. В
одном эксперименте, новый преподаватель, впервые читая лекцию аудитории, по просьбе
экспериментатора, долго и непрерывно смотрел на одну группу студентов, а на другую только мельком.
После опроса студенты из первой группы оценили его, как властного и уверенного в себе человека, а
другие отнесли его к разряду очень стеснительных людей.
Хотелось бы подчеркнуть, что и выражение глаз существенно влияет на складывающееся
впечатление о другом человеке. В эксперименте молодым людям показывали несколько одинаковых
фотографий девушки, сделанных с одного негатива. На одной фотографии с помощью ретуши были чуть
расширены зрачки. Молодых людей просили сказать, на какой из фотографий девушка выглядит
наиболее привлекательно. Обычно выбиралась фотография, на которой зрачки чуть расширены. Когда
испытуемых спрашивали, а почему именно эта, то признак, действительно повлиявший на выбор, не
назывался. Обычно говорили об удачно выбранном ракурсе съемки, о лучшей контрастности и тому
подобное.
Наша «карта» содержит множество подобного рода деталей, о существовании которых мы даже и
не подозреваем. Но именно эти детали часто и определяют возникающие симпатии и антипатии,
влияют на выбор и принятие определенного решения, приводят или не приводят к желанной цели.
Образ мира, субъективная карта, система представлений о действительности — все это лишь
способ говорить о внутреннем опыте человека. Значительно интереснее и полезнее непосредственно
соприкоснуться со своим опытом. Ощутить себя художником, а не только созерцателем личностной
картины мира. Научиться держать кисть и карандаш, используя всю палитру изумительных красок
человеческой психики. Для этого перейдем к практической части нашего путешествия по просторам
субъективной вселенной.
Глава 2. Шаги к новым возможностям
Сколько раз мы радовались или огорчались, вспоминая события своей жизни! Сколько раз мы
замирали в ожидании будущих перемен! И как часто то, что нас раньше волновало и тревожило, потом
вспоминалось с безразличием или улыбкой. Что же произошло за это время? Что изменилось в нашем
внутреннем мире, заставив испытывать иные чувства по поводу тех же самых событий?
Уважаемый читатель, я предлагаю узнать ответы на эти вопросы прямо сейчас, не откладывая
книгу. Расположитесь поудобнее, стряхните напряжение. Вспомните любое приятное событие своей
жизни. Получите доступ к зрительному образу-представлению этого события. А теперь вспомните
событие безразличное, не волнующее ныне вас, не вызывающее никаких эмоций. Сравните их между
собой. Воспроизведите картину приятного события, обратите внимание — цветное это изображение
или черно-белое. Находится оно прямо перед вами, а может чуть выше или ниже, правее или левее от
вас. Есть там движение, или образ статичен? А теперь, отодвинув первую картинку, обратимся ко
второй, воспроизводящей безразличную вам ситуацию. Посмотрите — цветная она или черно-белая; где
расположена в пространстве относительно линии вашего взгляда: ближе она к вам или дальше по
сравнению с первым изображением; есть ли там движение или образ неподвижен. Я уверен, вы нашли
какие-то различия. Для каждого они индивидуальны. Довольно часто события, волнующие нас,
заставляющие переживать, связаны с возникновением перед внутренним взором ярких цветных
картинок, расположенных близко, прямо перед нами, в которых есть движение. А то, что нас уже не
Hosted by uCoz