Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 91 
Next page End  

большой объем информации, ее остается только как-то иначе структурировать и возникнет понимание.
Олег, вы нашли то, что вызывает замешательство?
Олег: Да, нашел.
Ведущий: Вот и хорошо. Содержание мы пока не раскрываем. У вас есть зрительный образ
ситуации замешательства? (Олег кивает головой). Теперь я предлагаю подумать о чем-то похожем и
понятном для вас. Похожесть заключается в том, что и понимание и замешательство относятся к одной
и той же области нашей жизни. Например, если первое относится к сфере взаимоотношений между
людьми, то и второе берется оттуда. Если же ваше замешательство связано с работой каких-то
механизмов, то и понимание будет относиться к той же области.
Олег, вы нашли? (Он кивает головой). У вас есть зрительный образ? (Олег снова кивает головой).
Хорошо. Теперь у вас есть два зрительных образа. Один из них связан с ощущением замешательства,
другой — понимания. Далее мы с вами будем искать разницу в характеристиках этих образов.
Обратитесь внутрь себя и посмотрите, отличаются ли картинки понимания и замешательства по цвету.
Например, одна может быть цветной, другая — черно-белой. Обратите внимание на размеры картин,
степень их удаленности от вас. Посмотрите, присутствует ли движение в том и другом изображении.
Одно может быть неподвижным, как фотография или слайд. Другое скорее напоминает фильм. Олег, как
только вы найдете различия, назовите их нам.
Олег: Картина замешательства это черно-белая фотография. Она расположена где-то высоко
надо мной и мне неудобно на нее смотреть. Понимание — цветное, прямо передо мной. В картине
присутствует какое-то замедленное движение.
Ведущий: Еще есть различия? Например, звуки присутствуют в каком-либо из образов?
Олег: Да. Понимание сопровождается медленным ритмичным звуком типа ударов метронома.
После каждого удара начинается очередная фаза движения. Все происходящее как бы разбито на отрезки,
четко отграниченные один от другого. И еще — образ понимания объемен и занимает практически все
пространство передо мной.
Ведущий: Олег, как отличаются ваши телесные ощущения, связанные с тем и другим образами?
Олег: То, что образ замешательства находится вверху, заставляет меня как-то тянуться вверх,
чтобы его разглядеть. Сидя на стуле, я, например, чувствую напряжение мышц в икрах ног, пояснице и в
области соединения шеи и затылка. Это вызывает некоторый дискомфорт.
А понимание наоборот как бы позволяет мне «расплываться» вширь. Спина, шея расслаблены,
руки не напряжены. У меня какое-то даже ощущение тепла в этом состоянии. Я бы даже сказал, что мое
понимание меня греет. Довольно приятное ощущение.
Ведущий: Еще можно добавить, что ваше, Олег, понимание связано с брюшным дыханием, а
замешательство — с грудным, более быстрым и поверхностным. Эти типы дыхания, определенно,
сопровождают разные состояния.
Далее, Олег, сделайте следующее: передвиньте картину замешательства и расположите ее прямо
перед собой. Сделайте ее цветной, объемной, занимающей все пространство перед вами. Включите
метроном, и в такт его ударам в картинке появляется движение.
Олег: Я что-то никак не сделаю изображение большим, занимающим все пространство.
Ведущий: Обратите внимание, картинка далеко от вас. Приблизьте ее к себе, и она займет все
пространство перед вашим внутренним взором. Уткнитесь в нее носом.
Олег: Получилось... Интересно, как только я включил метроном, изображение стало более
объемным и цвета ярче. Напряжение в пояснице исчезло, а вместе с ним и чувство дискомфорта.
Ведущий: Согласитесь, имеет смысл, когда информация представлена объемно, в красках и
выдается детально, определенными порциями. Это удобно, этим можно пользоваться.
Олег: Я просмотрел сейчас всю ситуацию, вызывающую замешательство и заметил одну
особенность. В двух местах звук метронома пропадал, а в образе все замирало на какое-то время. Потом
с ударом метронома происходил скачок в развитии действия. Что бы это могло означать?
Ведущий: Я могу предположить, что в этих местах у вас пробелы в информации.
Олег: Да, согласен. Тут мне кое-чего не хватает.
Ведущий: В связи с этим наблюдением Олега хочу заметить, что понимание позволяет
структурировать информацию так, что становится очевидным, чего вам не хватает для создания полной
Hosted by uCoz