Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 91 
Next page End  

картины проблемной ситуации. И еще одно, когда вы собираете из кубиков картинку, то может не
хватать нескольких кубиков. Однако, это не мешает увидеть изображение в целом. Понимание хоть и не
полное, но возникает. И очень часто такого понимания вполне достаточно, чтобы двигаться дальше к
намеченной цели.
Далее приведем пошаговое описание процедуры перевода «замешательство» в «понимание».
1. Подумайте о том, что приводит вас в замешательство. Создайте зрительный образ.
2 Подумайте о чем-то похожем, что вы понимаете. Создайте зрительный образ.
3. Сравните, чем отличается образ замешательства от образа понимания. Различия могут быть не
только в зрительных характеристиках, но и в звуковых, а также в ощущениях тела и т. п.
4. Когда у вас будет несколько различий, измените образ своего замешательства так, чтобы он
стал таким же, как и понимание по своим характеристикам.
Проверьте, возникло ли у вас чувство понимания того, что раньше приводило в замешательство.
Если нет, то вернитесь к шагу три и найдите еще несколько отличий. Все это делается до тех пор, пока у
вас либо возникнет понимание, либо вы определите, какой конкретно информации вам для этого не
хватает.
Обычно у разных людей «понимание» сильно отличается друг от друга. То же самое можно
сказать и о «замешательстве». Речь идет, в первую очередь, о процессуальной стороне того и другого, а
не о итоговом переживании.
Так, например, у участницы семинара замешательство было представлено одной небольшой
картинкой на расстоянии вытянутой руки, немного левее средней линии тела. При этом она видела, что
за этой картинкой находится множество других. Но изображение на них оставалось недоступно. По ее
словам, это напоминает колоду карт, где можно разглядеть только первую карту. Понимание же
возникало, если карты-картинки раскладывались по одной и создавали как бы панорамное изображение
ситуации. Причем она могла тасовать свои картинки, меняя их местами, что позволяло находить новые
варианты решения проблемы.
Другой участник семинара, находясь в замешательстве, прокручивал перед своим внутренним
взором фильм о соответствующих событиях. Но скорость фильма была очень большой, все буквально
мелькало перед его глазами. У фильма была как бы звуковая дорожка, где находился записанный
комментарий к каждому кадру. Однако, из-за большой скорости речь становилась очень невнятной.
Внешне его замешательство проявлялось в суетливости и быстром поверхностном дыхании. Причем
разговаривая, он часто жестикулировал, высоко подняв руки. Подобные реакции характерны для
человека, когда перед его внутренним взором мелькает большое количество зрительных образов.
Человек как бы стремится успеть отреагировать на все, что видит.
Понимать наш участник семинара начинал, если фильм приобретал нормальную скорость. В этом
случае он мог отчетливо рассмотреть все кадры и услышать свой собственный комментарий к ним. Он
успокаивался, что было видно по внешним проявлениям. Субъективно испытывал «облегчение» и
«ощущение комфорта».
Наблюдения показывают, что замешательство часто связано с таким расположением
информации, которое можно назвать хаотичным. Это бывает в форме предъявления картин проблемной
ситуации с нарушением последовательности. Или все подается в слишком быстром темпе, как в
приведенном примере. Иногда ракурс изображения непредсказуемо меняется. Вариантов бесконечное
множество.
Иная часть замешательства связана с ситуацией затрудненного доступа к необходимой
информации. Один из примеров мы привели чуть раньше. Расположение картин проблемной ситуации
в форме колоды карт позволяет видеть только одну из них. В этом случае добавление очередной порции
информации совершенно не меняет положение дел. Очередная картинка накладывается сверху,
продолжая закрывать все остальные.
Очень часто замешательство бывает с маленькими, далеко расположенными картинками
ситуации. Их просто трудно бывает разглядеть. Та же причина возникает и в случае, если изображение
очень темное или слишком светлое. Порой замешательство возникает из-за чересчур близкого
Hosted by uCoz