Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 91 
Next page End  

область, к которой и относится данный вопрос.
Ведущий: Ну, это классика. Подобные наблюдения, как правило, упоминаются на каждом
семинаре.
Кирилл: Странно, мы столько лет жили, ежедневно общались с людьми и не замечали того, что
в буквальном смысле происходило перед нашими глазами.
Ведущий: Это проделки культуры. Она еще и не то с нами вытворяет. Мы живем в обществе, где
существуют устоявшиеся нормы, правила, способы, стереотипы поведения, а, следовательно, и
восприятия окружающего мира.
Ведь если вы ведете себя в ситуации определенным образом, то это означает, что вы и
воспринимаете ситуацию определенным образом. Воспринимай вы ее иначе, вы и поступали бы по
другому. Через нормирование поведения культура задает способ отражения окружающего мира. Из
огромного количества стимулов действующих на наши органы чувств каждую минуту, мы осознаем
лишь очень ограниченный набор. Есть в психологии такой феномен, как объем внимания — это число
элементов, ясно осознаваемых в тот или иной момент восприятия. Так вот то, что будет осознаваться,
диктуется именно культурой.
Все, что мы с вами сделали, это научились замечать тот аспект чувственного опыта, который
культура обучила нас пропускать мимо внимания. И как только вы обучились этому, вы сразу же
получили доступ к новому мощному источнику информации о человеке. Причем вы получили доступ к
особенностям протекания внутренних процессов человека, а это относится к ведению бессознательного.
Вот простой способ проникновения в мир бессознательного — достаточно сместить внимание на те
элементы поведения человека и его реакций, которые культура обучила нас не замечать.
Сейчас мы с вами как раз поговорим еще об одном аспекте поведения человека, который обычно
не осознается. Татьяна, задайте свой вопрос. Во время упражнения я подходил к их группе, и мы
договорились, что Татьяна задаст свой вопрос на общем обсуждении. Пожалуйста.
Татьяна: У нас на один и тот же вопрос разные члены группы давали разные глазодвигательные
реакции. Хотя мы предполагали, что будет реакция, указывающая на доступ к телесным ощущениям.
Короче, вопрос относился к разряду кинестетических. А звучал он так: «Знаете ли вы, что такое
комфорт?».
Ведущий: Вам не понятно, почему в ответ были разные реакции? (Татьяна кивает головой в знак
согласия). Ваши не предсказуемые реакции связаны с использованием в вопросе слова «знаете». Дело в
том, что человек может что-либо знать совершенно разными способами. Кто-то в ответ на вопрос
увидит себя сидящим в кресле. Кто-то услышит любимую мелодию. А для кого-то комфорт — это
телесное ощущение мышечного расслабления.
Слова «знать, думать, воспринимать, понимать, осознавать, верить» являются
неспецифическими. Они могут быть отнесены к работе любой сенсорной системы — и к зрительной, и
к слуховой, и к кинестетической. Если вы используете эти слова, то глазодвигательный ответ будет
носить случайный характер. Он окажется зависимым от опыта и сенсорных предпочтений человека.
Обратите внимание, разные люди об одном и том же могут сказать, используя слова,
относящиеся к работе различных сенсорных систем человека. Так один скажет в ответ на ваше
предложение: «Я вижу хорошие перспективы нашего сотрудничества». Другой заметит: «Я не чувствую,
что у нас что-то получится.» А третий согласится: «Ваше предложение созвучно моим мыслям».
Выделенные слова указывают, в какой форме информация представлена в сознании человека. Для
одного — это зрительные образы, для другого — чувственные переживания, а у третьего — какие-то
слуховые ощущения. В нашем языке есть так называемые «процессные» слова. Обычно они выражены
глаголом, наречием, прилагательным, причастием или деепричастием. В общем случае, эти
«процессные» слова можно назвать предикатами. Если во время разговора вы обратите внимание на то,
какие предикаты использует ваш собеседник, то вам станет понятно, какая сенсорная система играет
ведущую роль в представлении информации в его сознании.
Безусловно, это очень важное знание о человеке. Однако в
ходе разговора мы, как правило,
сосредотачиваем свое внимание на содержании беседы, а форма почти полностью выпадает из поля
нашего осознания. Вновь возникает ситуация, когда человек чуть ли не в каждом высказывании
обнаруживает глубинные качества своего внутреннего мира, а мы их не замечаем. Культура так
Hosted by uCoz