Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 91 
Next page End  

структурировала наше внимание, что все эти особенности проходят мимо осознания.
Сейчас мы снова разобьемся на группы по три человека и сделаем следующее упражнение. Один
человек будет о чем-нибудь рассказывать несколько минут. Содержание рассказа не имеет значения.
Двое других слушают и запоминают все предикаты, характеризующие ту или иную сенсорную систему.
Их задача проверить, есть ли у рассказчика тенденция преимущественно использовать слова,
относящиеся к какой-то одной системе восприятия. Допустим, из пятнадцати предикатов десять
окажутся относящимися к зрительной сенсорной системе. Это указывает на то, что перед нами человек,
который воспринимает мир, в первую очередь, через зрительные образы. После окончания рассказа
один из слушателей перечисляет все предикаты, которые он услышал. Затем второй слушатель называет
те, что не были названы первым. Каждый участник группы должен побывать в роли слушателя и
рассказчика. Минут через пятнадцать-двадцать мы снова с вами соберемся вместе и обсудим
полученный вами опыт.
Человек — единственное известное на Земле живое существо, пользующееся языком и речью.
Животные тоже общаются между собой, издавая разные звуки. Например, живущие стадами обезьяны
способны издавать до сорока звуков, имеющих сигнальное значение. Важное отличие их «словаря»
заключается в отсутствии влияния группы на индивидуальные звуки. Так, набор звуков шимпанзе не
меняется, когда она оказывается в другом стаде. Человеческий же язык является результатом соглашения
и изменяется при переходе человека в другое сообщество, если оно говорит на ином языке.
Другое важное отличие состоит в том, что звуки животных всегда выражают лишь их внутреннее
состояние. Слова человеческого языка в подавляющем большинстве обозначают предметы или явления
внешнего мира. Это позволяет фиксировать в языке накопленный человечеством надиндивидуальный
опыт и передавать его из поколения в поколение. Человек, владеющий языком, оказывается обладателем
огромного богатства, созданного его предшественниками.
Нам с детства знакомо крылатое выражение: «знание — сила». Действительно, знание,
передаваемое с помощью языка, открывает перед человеком таинственные двери замка под названием:
«мир». Но одновременно знание — это наша слабость. Потому что, из бесконечного количества
доступных нам элементов опыта лишь некоторые получают имена, то есть фиксируются в слове. В
результате они выделяются и привлекают наше внимание. Мы осознаем эти грани действительности.
Но все, что не названо, проходит мимо нашего сознания. А в этом потоке есть множество не менее
важных и полезных элементов.
Маленькие дети обучаются различать цвета лишь после того, как узнают и начинают различать их
названия. Язык отражает палитру ощущений доступных человеку. Так в языках Западной Африки есть
только три «цветных» термина: красное, белое и черное. А эскимосы использую около семидесяти слов
для обозначения снега. Для человека же средних широт снег всегда белый, в редких случаях — с другим
оттенком, например, грязным. Зрительный анализатор устроен у всех людей приблизительно
одинаково, но видят они по-разному и разное. И это различие зависит в значительной степени от
особенностей используемого языка. То же самое можно сказать о слуховом анализаторе и о всех прочих
сенсорных системах.
Слово несет в себе набор качеств называемого предмета или явления. Например, слово
«подснежник». В русском языке его происхождение связано с ранним появлением цветка весной (под
снегом), то есть название обращает внимание на фактор времени. В немецком языке слово означает
«снежный колокольчик», а в английском — «снежная капля», здесь содержится указание на форму. А
французское название «просверливающий снег» вводит в сферу осознания способ, каким этот цветок
появляется на свет.
Все эти факты позволяют сказать, что овладевая языком, мы обретаем не только возможность
воспринимать мир, но и ограничение воспринимать его только так и никак иначе. Хочется
заинтриговать читателя заметив, что иные миры находятся здесь и сейчас рядом и внутри нас. Не
обязательно строить ракеты и летать в космос. Это лишь один из миллиона выборов. Измените свое
восприятие и вы соприкоснетесь с галактиками, которые и не снились космонавтам. Но помните, что и
это лишь один из возможных выборов.
Вернемся вновь к записи разговора на семинаре и послушаем впечатления его участников после
Hosted by uCoz