Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 91 
Next page End  

грудь ладонью, то скорее всего он будет ждать, пока проблема разрешится сама собой.
Кстати, вы помните, что древнегреческие мыслители помещали душу именно в области грудной
клетки. Возможно, им слишком хорошо было знакомо это чувство потери и тоски. А может, их выбор
объяснялся и какими-то другими причинами. А кто был вместе и Игорем в одной группе? Что вы
можете сказать об особенности его жестикуляции и вообще движений? Наташа: Я могу сказать, что у
него было в целом меньше движений, чем у третьего участника. Наверное, это связано с тем, что Игорь
рассказывал свою историю в терминах слуховой модальности, а третий наш участник использовал
кинестетические предикаты. Еще у Игоря было относительно больше движений руками в стороны от
себя. Возможно, это тоже определяется доступом именно к слуховым ощущениям. Ведь движения глаз
вправо и влево вбок указывают на протекание данного внутреннего процесса.
Общая особенность у всех участников нашей группы при выполнении этого упражнения
состояла в том, что движения часто носили прерывистый, «рваный» характер. Как будто руки и тело
натыкаются на невидимое препятствие и замирают, а затем с каким-то усилием вновь продолжают свое
движение дальше. Иногда наблюдалось маятникообразное раскачивание тела. Остановившись перед
призрачным препятствием, оно отодвигалось назад и вновь как бы шло на «штурм» — преграды. После
нескольких подобных «приступов» оно будто проламывало препятствие и двигалось за его границы.
Наблюдения за этой телесной борьбой оставили у меня самое сильное впечатление из всего, что было
во время упражнения.
Ведущий: Спасибо, Наташа, вы подметили много интересных моментов. Я уже говорил, что то
или иное внутреннее состояние сопровождается и выражается в напряжении и расслаблении различных
мышечных ансамблей. Человек опечаленный и человек обрадованный будут по-разному сидеть на
стуле, двигаться, жестикулировать. Все эти проявления в большинстве случаев индивидуальны. Но если
вы заметили, что ваш знакомый, загрустив, принимает определенную позу, то, увидев его в другой раз в
этой же позе, вы можете с большой долей вероятности предположить, что он снова грустит.
Поза — это своеобразная мышечная фотография определенного внутреннего состояния. В
некотором смысле, человек — живой «фотоальбом», где каждый «снимок» — фрагмент его личностной
истории. Наше тело — уникальное изобретение природы. Оно несет в себе бездну информации о
каждом мало-мальски значимом событии жизни. Двигайтесь и вы получите доступ к любым моментам
своего прошлого, во всех его нюансах и деталях. Прошлое никуда не уходит и не исчезает, оно живет в
каждом нашем движении. Если бы только можно было зафиксировать те путешествия по своей
личностной истории, которые каждый из нас осуществляет ежедневно. Одна поза — это мы в десять
лет, другая — в семнадцать, третья — в два года.
Есть своеобразные лабиринты движения, в которых блуждает человек по пространству своей
жизни. Это удивительный, фантастический мир. Приходит, например, на консультацию мужчина и ты
видишь позу испуга в раннем детстве или подавленное состояние школьника. Так он садился, когда
впервые испытал сильное разочарование в близком человеке, а так поправлял волосы, потеряв работу.
Человек целый час рассказывает о своих трудностях и все время мигрирует по собственному
двигательному лабиринту безнадежности. В этом лабиринте нет места для радости, успеха, уверенности,
любви. Не имеет смысла о чем-то говорить и что-либо обсуждать, пока тело не нашло иные варианты
движения. Упомянутые Наташей преграды, которые преодолевает человек, ища новые пути и способы
самовыражения, и есть стены двигательного лабиринта. Иногда это соломенная перегородка, а порой
железобетонное перекрытие, о которое даже стальные гвозди гнутся. О такие места можно здорово
разбиться, если идти напролом. Но их можно и обойти. В этом, собственно, состоит мастерство
ведущего.
Если вы испытываете сильные отрицательные эмоции не переживайте их лежа на диване или
застыв в какой-то статичной позе. Последняя становится своеобразным мышечным снимком состояния.
В дальнейшем, как только вы принимаете соответствующее положение, тут же получаете доступ к
негативным переживаниях. Подобной фиксации отрицательных состояний позволяет избежать простое
движение. Движение — это лучший способ предупредить воздействие негативных последствий
переживания. Оно позволяет израсходовать эмоциональную энергию, бросив ее в котел работающего
мышечного механизма. Академик Павлов говорил: «Ни одно лекарство не может заменить движение,
движение же может заменить любое лекарство». Движение — это жизнь. Причем данное утверждение
Hosted by uCoz