Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 91 
Next page End  

что обучать можно также стратегиям организации субъективного опыта и стратегиям использования
имеющейся у человека информации.
Наблюдения показывают, что порой овладевая новыми способами трансформации содержания,
люди обретают мощные внутренние ресурсы и становятся значительно более эффективными в своей
жизни. Изучение детей с высокой степенью одаренности, позволило выявить у них одну интересную, на
наш взгляд, особенность. Часть из этих детей обладали стратегией порождать стратегии. Они умели
создавать новые способы переработки информации в зависимости от специфики содержания. Данное
наблюдение хорошо показывает, какую роль играют стратегии в интеллектуальном развитии человека.
В заключении этой главы я хочу рассказать старинную индийскую сказку-притчу.
Однажды у мудрого человека спросили:
— Ты много лет странствовал по морям и далеким землям. Видел столько различных чудес.
Скажи, какое из них самое великое на этом свете?
Мудрец ответил:
— Самое великое чудо то, что есть чудеса, которых я не знаю.
Глава 7. Этапы эффективной коммуникации
Общение играет принципиально важную роль в жизни человека. Настолько важную, что можно
утверждать, что ребенок развиваясь вне общества людей, не может овладеть качествами, отличающими
человека от животных. Подтверждением тому являются известные случаи «воспитания» детей в среде
животных. Карл Линней еще в восемнадцатом веке описал несколько случаев, когда дети были
вскормлены дикими животными. Все они не были похожи на человеческие существа ни в психическом
отношении, ни даже в физическом.
На юге Франции, в лесах, охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там один.
Это событие произошло в 1799 году.
Мальчик передвигался на четырех конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему
приближался. У него были очень хорошо развиты обоняние и слух, но их развитие носило
своеобразный характер; при малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого ореха он подскакивал,
тогда, как хлопанье дверью, не вызывало у него никакой реакции. Мальчик был способен ходить
голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому,
никакой боли. Он не пытался вступить в общение со своим новым окружением и издавал лишь
нечленораздельные звуки.
Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, решил взяться за его
воспитание, считая, что поведение ребенка, которого назвали Виктором, результат очень ранней и
длительной изоляции от людей.
Врач был убежден, что путем обучения он даст возможность мальчику стать полноправным
членом общества.
Но после пятилетних усилий Итар был вынужден отказаться от поставленной задачи. К
юношескому возрасту Виктор научился узнавать различные предметы, понимал несколько слов и умел
их произносить, мог прочесть и написать некоторые из них, плохо представляя себе значение слов.
Однако вскоре мальчик перестал делать какие-либо успехи в обучении.
Приучить Виктора к общению не удалось. Он так никогда и не смог играть или вступать в какие-
либо другие отношения с людьми. Умер в сорок лет, к моменту смерти никаких заметных улучшений в
его поведении не произошло.
В настоящее время известно уже полтора десятка случаев воспитания детей животными. В 1920
году в Индии вместе с выводком волчат нашли двух девочек. Одной было около восьми лет, другой два
года. Младшая умерла, а старшая прожила еще девять лет среди людей. Все это время воспитатели
настойчиво работали над ее развитием. Однако результат был очень незначительным по сравнению с
возможностями обычного нормального ребенка. Так, например, она научилась понимать только простые
команды и освоила тридцать слов.
Все это указывает на то, что человек становится человеком лишь в обществе себе подобных.
Hosted by uCoz