Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 45 
Next page End  

10
как опыт учит нас? Мы могли бы извлечь это из опыта, но ведь опыт не советует нам выводить
что-нибудь из него. Если опыт и есть основание (а не только причина) того, что мы судим вот
так, то все же у нас нет основания считать его основанием.
131. Нет, опыт не есть основание для нашей игры в суждения. Не является он и ее выдающимся
результатом.
132. Люди рассуждали о том, что король умеет вызывать дождь;
мы же говорим, что это
противоречит всему опыту. Сегодня они судят о том, что аэроплан, радио и т. д. служат
средствами сближения народов и распространения культуры.
133. При обычных обстоятельствах я не стараюсь убедиться в том, что у меня две руки, окинув
их взглядом. Почему же? Опыт ли показал, что в этом нет необходимости? Или (опять же):
усвоили ли мы каким-то образом всеобщий закон индукции и полагаемся ли на него и в данном
случае? — Но почему мы должны усвоить сначала некий всеобщий закон, а не сразу же частный?
134. Положив книгу в ящик, я предполагаю, что она там, внутри, если не... . “Опыт всегда
подтверждает, что я прав. Не засвидетельствовано по-настоящему ни одного случая, чтобы книга
(просто) исчезла”. Часто бывало, что книгу мы так никогда и не отыскивали, хотя думали, что
наверное знаем, где она. — Однако опыт все же действительно учит, скажем тому, что книга не
исчезает. (Например, она не может постепенно испариться.)
— Но опыт ли с книгами и т. д.
заставляет нас предположить, что книга не исчезла? Ну, а допустим, мы обнаружили бы, что при
определенных новых обстоятельствах книги исчезают,
— разве мы бы не изменили тогда свое
предположение? Можно ли отрицать воздействие опыта на нашу систему предположений?
135. Но разве мы просто-напросто не следуем принципу, согласно которому то, что происходит
всегда (или же что-то подобное), будет случаться и снова?
— Что значит следовать этому
принципу? Действительно ли мы вводим его в наше рассуждение? Или же это просто
естественный закон, которому, по-видимому, следует наш вывод? Последнее возможно. Этот
принцип не является законом наших размышлений.
136. Когда МУР говорит, что знает то-то, он в действительности перечисляет чисто эмпирические
предложения, которые мы подтверждаем без специальной проверки, стало быть, предложения,
играющие в системе наших эмпирических предложений особую логическую роль.
137. Даже если наидостойнейший доверия уверяет меня, будто он знает, что дело обстоит так-
то, то тем самым он еще не может убедить меня в том, что действительно знает это. Разве только
в том, что он уверен, что знает. Поэтому нас не интересует уверение Мура, что он знает... .
Предложения же, которые МУР приводит как примеры таких познанных истин, и в самом деле
интересны. Не потому, что каждый знает их истинность или же думает, что знает, а потому, что
все они играют сходную роль в системе наших эмпирических суждений.
138. Например, ни к одному из них мы не приходим в результате исследования.
Имеются, например, исторические исследования и исследования о форме, а также о возрасте
Земли, но не о том, существовала ли Земля в течение последних ста лет. Конечно, многие из нас
слушают рассказы своих родителей и бабушек с дедушками и черпают оттуда сведения об этом
времени; но не могут ли они ошибаться? — “Чепуха! — скажет кто-нибудь. — Неужели все эти
люди могли бы ошибаться!” Но аргумент ли это? Не есть ли это просто отказ от какого-то
представления? А может быть, это некое определение понятия? Ведь если я говорю о возможной
здесь ошибке, то это меняет роль, которую “ошибка” и “истина” играют в нашей жизни.
139. Чтобы установить некую практику, недостаточно правил, нужны еще и примеры. Наши
правила оставляют лазейки, а практика должна говорить сама за себя.
140. Практике эмпирических суждений мы обучаемся не путем заучивания правил; нас учат
суждения и их связи с другими суждениями. Убедительной для нас становится целокупность
суждений.
141. Начиная верить чему-то, мы верим не единичному предложению, а целой системе
предложений. (Этот свет постепенно осеняет все в целом.)
142. И очевидной для меня делается не единичная аксиома, а система, в которой следствия и
посылки взаимно поддерживают друг друга.
143. Мне рассказывают, например, что много лет назад кто-то взошел на эту гору. Всегда ли я
Hosted by uCoz