Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 45 
Next page End  

31
хотя оно и истинно?
Мне кажется, эти слова напоминали бы приветствие “Здравствуй”, сказанное собеседнику в
середине разговора.
465. А если бы вместо “Я знаю, что это
— дерево” было “На сегодня известно более... видов
насекомых”? Если бы кто-то вдруг произнес эту фразу вне всякого контекста, то можно было бы
подумать, что между делом он размышлял о чем-то своем и высказал вслух только одну из фраз,
связанных с новым поворотом его мысли. Или еще: он впал в транс и говорит, сам не понимая
своих слов.
466. Стало быть, мне кажется, что я все время уже что-то знал, и все же не было смысла
говорить, высказывать эту истину.
467. Я сижу в саду с философом; указывая на дерево рядом с нами, он вновь и вновь повторяет:
“Я знаю, что это
— дерево”. Приходит кто-то третий и слышит его, а я ему говорю: “Этот
человек не сумасшедший: просто мы философствуем”.
4. 4
468. Кто-то не к месту говорит: “Это — дерево”. Он мог бы произнести это предложение, потому
что вспомнил, что слышал его в похожей ситуации; или же его внезапно поразила красота дерева
и это предложение было восклицанием; или же он произнес его самому себе в качестве
грамматического примера (и т. д.). И вот я спрашиваю его: “Что ты имел в виду?” - а он отвечает:
“Это было адресованное тебе сообщение”. Будь он настолько не в себе, что захотел бы сообщить
мне это, разве я не был бы вправе предположить: он не ведает, что говорит?
469. Кто-то в разговоре со мной ни с того ни с сего произносит:
“Желаю тебе всего хорошего”. Я удивлен, но потом вижу, что эти слова как-то связаны с его
мыслями обо мне. И тогда они уже не кажутся мне бессмысленными.
470. Почему не вызывает сомнения, что меня зовут Л. В.? Кажется, это отнюдь не то, что можно
было бы установить сразу, без всяких сомнений. Но надо думать, что это одна из несомненных
истин.
5. 4
[Здесь в моем мышлении пока еще большой пробел. И сомневаюсь, будет ли он восполнен. — Л.
В.]
471. Так трудно найти начало. Или лучше: трудно начать с начала. И больше не пытаться
вернуться назад.
472. Обучаясь языку, ребенок заодно узнает, что требует выяснения, а что — нет. Осваиваясь с
тем. что в комнате стоит шкаф, человек учится не сомневаться в том, что данный предмет и
впредь будет неизменно оставаться шкафом, а не просто бутафорией.
473. Как при письме усваивают основную форму, а уж затем ее варьируют, так сначала
постигают постоянство вещей как норму, которая затем подлежит изменениям.
474. Эта игра находит применение. Это может быть причиной того, что в нее играют, но не
основанием.
475. Я готов здесь рассматривать человека как животное; как примитивное существо, наделенное
инстинктом, но не способностью рассуждать. Как существо в Примитивном состоянии. Ведь мы
пользуемся любой логикой, пригодной в качестве простейшего средства взаимопонимания, и не
стыдимся этого. Язык возник не из рассуждения.
6 .4
476. Ребенка учат не тому, что существуют книги, существует кресло и т. д. и т. д., но тому, как
доставать книгу, сидеть в кресле и т. д.
Позднее встают, конечно, и вопросы о существовании: “Существует ли единорог?” и т. д. Но
такой вопрос только возможен, ибо, как правило, подобные вопросы не возникают. Разве человек
знает, как убедиться в существовании единорога? Как научиться методу, позволяющему
Hosted by uCoz