Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 45 
Next page End  

32
определять, существует ли что-либо или нет?
477. “Выходит, обучая ребенка названиям предметов с помощью указательных определений,
человек должен знать, что эти предметы существуют”.
— Почему это нужно знать? Разве не
достаточно того, что опыт впоследствии не показывает обратное? Почему языковая игра должна
основываться на некоем знании?
7. 4
478. Верит ли ребенок в то, что молоко существует? Или он знает, что молоко существует? Знает
ли кошка, что существует мышь?
479. Должны ли мы сказать: знание о том, что физические объекты существуют, является очень
ранним или очень поздним?
8. 4
480. Ребенок, который учится употреблять слово “дерево”. Некто, стоя с ним перед каким-то
деревом, говорит: "Прекрасное дерево!” Ясно, что в эту языковую игру не входит какое-либо
сомнение в существовании дерева. Но можно ли утверждать: ребенок знает, что некое дерево
существует? Разумеется. “Знать нечто” не предполагает об этом думать, но разве тот, кто что-
то знает, не должен быть способен на сомнение? А сомневаться — значит думать.
481. Слыша, как МУР говорит: “Я знаю, что это — дерево”, — понимаешь вдруг тех, по мнению
которых это совершенно ничего не решает.
Дело сразу кажется неясным и туманным. Словно бы МУР представил его в ложном свете.
Словно бы я увидел живописное полотно (может быть, театральную декорацию) и издалека
тотчас же и без малейшего сомнения узнал, что на нем изображено. Но вот я подхожу поближе и
вижу там множество разноцветных пятен, весьма неоднозначных и не дающих какой-либо
достоверности.
482. Словно бы вот такое “Я знаю” не поддавалось никакому метафизическому акцентированию.
483. Правильное употребление выражения “Я знаю”. Человек с плохим зрением спрашивает
меня: “Ты думаешь, что то, что мы видим вон там, есть дерево?”
— Я отвечаю: “Я знаю это; я
отчетливо его вижу, и оно мне хорошо знакомо”. — Л: “Дома ли NN?” — я: “Полагаю, что да”.
— А: “А был ли он дома вчера?” - Я: “Вчера он был дома, я это знаю, я с ним говорил”. А:
“Знаешь ли ты или только полагаешь, что эта часть дома пристроена позже?” — Я: “Я знаю это; я
справлялся об этом у...”.
484. Стало быть, в этих случаях говорят: “Я знаю”
— и указывают основание знания или же
могут его указать.
485. Можно также представить себе случай, когда некто, просматривая ряд предложений, то и
дело спрашивает: “Я это знаю или же только полагаю?” Он хочет выяснить достоверность
каждого предложения в отдельности. Этот вопрос мог бы относиться к какому-нибудь
утверждению, предназначенному для судебного показания.
486. “Ты знаешь или только веришь, что тебя зовут Л. В.?” Разве это осмысленный вопрос?
Ты знаешь или лишь полагаешь, что пишешь здесь немецкие слова? Только неужели ты
думаешь, что “полагать” имеет такое значение? Какое значение?
487. Чем доказывается, что я что-то знаю? Во всяком случае, не моим заявлением, что я знаю
это.             
488. Следовательно, если авторы перечисляют все, что они
знают, это вовсе ничего не
доказывает.
Стаж) быть, возможность знать что-то о физических объектах не может быть доказана
заверениями тех, кто полагает, что имеет такое знание.
489. Ну что ответить человеку, заявляющему: “Я думаю, что тебе только кажется, будто ты это
знаешь”?
490. Если же я спрашиваю: “Знаю ли я или только полагаю, что меня зовут...?”
— то мне
совершенно ни к чему заглядывать внутрь себя.
Правда, я мог бы сказать: я никогда не испытывал ни малейшего сомнения в том, что меня так
зовут; более того, усомнись я в этом, я и не мог бы быть уверен ни в одном суждении.
Hosted by uCoz