Navigation bar
  Print document Start Previous page
 44 of 45 
Next page End  

44
660. Я могу спросить: “Как я мог бы ошибиться в том, что меня зовут Л. В.?” И могу сказать: “Я
не понимаю, как это могло бы произойти”.
661. Как бы я мог ошибиться в признании, что я никогда не был на Луне?
662. Если бы я сказал: “Я не был на Луне, — но я могу и ошибаться”, — это было бы абсурдно.
Ибо сама мысль о том, что меня могли бы перевезти туда неизвестным способом во время сна, не
давала бы мне права говорить тут о какой-то возможной ошибке. Если я это делаю, то я
неправильно играю в игру.
663. Я имею право сказать: “Я не могу здесь ошибаться”, — даже если я ошибаюсь.
664. Разные вещи: выучил ли человек в школе, что в математике истинно и что ложно, или же я
сам объявляю, что не могу ошибаться в некоем предложении.
665. К тому, что является общеустановленным, я прибавляю здесь нечто особенное.
666. А как обстоит дело, например, с анатомией (или со значительной ее частью)? Разве то, что
она описывает, не является тоже совершенно несомненным?
667. Даже оказавшись среди людей, которые верят, что во сне можно побывать на Луне, я не мог
бы им сказать: “Я никогда не был на Луне. — Конечно, я могу ошибаться”. И на их вопрос:
“Не можешь ли ты ошибаться?” — я должен ответить: “Нет”.
668. Какие практические следствия вытекают из того, что я, делая какое-то сообщение,
прибавляю, что не могу в этом ошибаться? (Вместо этого я мог бы также добавить: “Я столь же
мало могу ошибаться в этом, как и в том, что меня зовут Л. В.”.) Другой же все-таки мог бы
усомниться в моем высказывании. Но если он мне доверяет, то станет не только учиться у меня,
но и, исходя из моего убеждения, делать определенные выводы относительно моего поведения.
669. Предложение “Я не могу в этом ошибаться”, безусловно, используется в практике. Но
можно сомневаться, следует ли тогда понимать его в совершенно строгом смысле или же оно
есть своего рода преувеличение, которое употребляется, возможно, только с целью убеждения.
27.4
670. Можно было бы говорить об основных принципах человеческого исследования.
671. Я лечу отсюда в какую-то часть света, где люди либо имеют неопределенные, либо не
имеют вовсе никаких сведений о возможности полетов. Я говорю им, что только что прилетел к
ним из... . Они спрашивают меня, могу ли я ошибаться.— Очевидно, у них неправильное
представление о том, как это происходит. (Если бы я был запакован в ящик, то, возможно, я и
ошибся бы относительно способа моего перемещения.) Если я просто скажу им, что не могу
ошибаться, то, вероятно, их это не убедит; но мне, пожалуй, удастся их убедить, если я опишу им
процесс полета. Тогда они, конечно, не станут задавать вопрос о возможности какой-то ошибки.
Но при этом они могли бы — даже если и доверяют мне — допустить, что мне это приснилось
или что мне это
672. “Если я не доверяю этому свидетельству, то почему я должен доверять какому-то другому?”
673. Разве легко различить случаи, когда я не могу ошибаться, и такие, когда я едва ли могу
ошибаться? Всегда ли ясно, какого рода тот или иной случай? Я полагаю, что нет.
674. Имеются, однако же, определенные типы случаев, в которых я вправе сказать, что не могу
ошибаться, и МУР привел несколько примеров таких случаев.
Я могу перечислить разные типичные случаи, но не в состоянии дать какую-то общую
характеристику.
(NN не может ошибаться в том, что несколько дней назад он прилетел из
Америки в Англию. Лишь будучи сумасбродом, он может допустить, что возможно что-то
другое.)
675. Если кто-то верит в то, что несколько дней назад он прилетел из Америки в Англию, то я
верю, что ошибаться в этом он не может.
Та же ситуация складывается и в том случае, когда кто-то говорит, что в данный момент он
сидит за столом и пишет.
676. “Но даже если в таких случаях я не могу ошибаться, — разве не может быть, что я нахожусь
под наркозом?” Если это так и если наркоз лишил меня сознания, то по-настоящему я в этот
Hosted by uCoz