Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 57 
Next page End  

краха СССР в конце 1991 г. им упорно отказывали. Тем сильнее стал порыв
к независимости.
Во-вторых, лицемерная национальная политика Москвы, на словах
поощрявшей развитие национальной культуры, а на деле подсекавшей ее
под корень. Дело в том, что в условиях «казарменного социализма» сделать
карьеру в смысле продвижения «парий» и «шудр» в «брахманы» и
«кшатрии» было невозможно без знания русского языка. Это вам не США и
не Израиль, где с плохим английским или соответственно ивритом можно
всю жизнь иметь неплохой бизнес в районе, населенном
единоплеменниками. Здесь с плохим русским языком так и останешься на
дне общества, забитым крестьянином или чернорабочим. Поэтому
миллионы родителей совершенно добровольно стали отдавать своих детей в
русские школы. Однако выпускник такой школы автоматически терял
интерес к культуре своих предков (в США такой феномен достаточно
хорошо известен). Понятно, это усиливало «разрыв поколений» и вызывало
массовое недовольство падением национальных культур. Единственное, что
требовалось, фактическое уравнение местного и русского языка с
повышенным вниманием к первому в государственной и общественной
жизни. Но этого не было сделано — и язык явился первым «детонатором» в
начавшейся междоусобице.
В-третьих, анахроничная иерархия составных частей СССР. В нее
входили союзные республики (1-й ранг), автономные республики (2-й ранг),
автономные области (3-й ранг), просто области (4-й ранг), национальные
округа (5-й ранг), районы (6-й ранг). Происходило это деление давным-
давно в условиях, когда все государства мира тоже делились на аналогичные
ранги. Существовало шесть великих держав. Они — и только они — имели
право обмениваться послами (США и Япония не входили в их число).
Существовало два десятка сравнительно крупных независимых государств с
правом иметь вместо посольств миссии во главе с посланниками. И еще
почти столько же малых государств, не имевших права даже на посланника
— только министр-резидент. Наконец, зависимые государства должны были
довольствоваться только консулами.
После 2-й мировой войны все это наследие «европейского концерта»
XVIII—XIX вв. отошло в область истории. Как известно, все члены ООН
принципиально равны, независимо от численности населения, площади и
военно-промышленного потенциала. Все обмениваются только послами. И
только в Советском Союзе сохранилась анахроничная иерархия республик.
В 1976 г., когда ко мне обратились из ЦК КПСС с заданием высказать
конструктивные предложения по проекту новой Конституции СССР, я
предупредил, что самое опасное — сохранение иерархии республик, и
предложил хотя бы упразднить идиотские прилагательные перед названием
каждой республики. «Да ты что! — возразили мне. — Только тронь эту
бочку с порохом: сразу полыхнет!» И, действительно, спустя дюжину лет
«полыхнуло», когда государственное образование 3-го ранга (автономная
область Карабах) явилось яблоком раздора между двумя государствами 1-го
ранга (Армения и Азербайджан).
Теперь в этом регионе нагромоздилась гора ненависти на годы, если не
на десятилетия вперед. А ведь как просто было погасить конфликт в 1988
году! Достаточно было объявить Карабах независимой республикой под
патронатом Азербайджана, опасавшегося дискриминации там
Hosted by uCoz