Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 57 
Next page End  

школа стала играть асоциальную роль — приносить больше вреда, чем
пользы для общества. 
Это еще не все. Столь же быстро обнаружилось, что далеко не все
молодые люди по своей психологии и интеллекту годятся для поступления в
университет — даже если бы мест там хватило для всех. Помимо дебилов
(клинических идиотов) и так называемых маргиналов, т.е. людей с
ущербной психикой и отсталостью умственного развития,
«промежуточных» между сумасшедшими и нормальными людьми,
существуют вполне нормальные люди с разным соотношением абстрактного
и конкретного мышления. Одним легко дается математика и обобщение
прочитанного, зато они хуже овладевают машинами, аппаратами,
механизмами, приборами, всеми видами ручного труда. У других — все
наоборот. Это различие начинает проявляться уже в первых классах школы,
а в последних — когда начинаются алгебра, геометрия, тригонометрия,
физика, химия, биология, приходится писать довольно сложные сочинения и
выступать у классной доски с небольшими докладами — оно сказывается в
полную меру.
При этом нельзя сказать, что одни школьники просто глупее других
(хотя и это имеет место). Нет, одних природа наделила, образно говоря,
талантом певца, а других — танцора. Что лучше — опера или балет?
Смотря, какая опера и какой балет! Между тем столь же образно говоря,
советских школьников всех поголовно, огулом стали готовить в оперу, объя-
вив балет чем-то ущербным. Что получилось? Не менее четверти
школьников уже в первых классах стали испытывать трудности с самыми
элементарными формами абстрактного мышления (например сложение и
вычитание дробей), поскольку обучение было рассчитано на более
способных к нему. А подавляющее большинство (до 2/3 и более
школьников) оказались неспособными в старших классах к высшим формам
абстрактного мышления (синусы-косинусы, закономерности истории
общества, особенности художественного творчества и т.п.). И хотя при иной
организации обучения они могли бы стать хорошими недипломированными
специалистами, высококвалифицированными рабочими и служащими, в
которых все острее нуждалась экономика страны, их начинали третировать
как умственно неполноценных. Естественно, они очень ожесточались, и
школа очень быстро стала играть роль второго по значению — после
неблагополучной семьи — социального источника преступности,
выбрасывая на улицу ежегодно более миллиона молодых людей,
психологически готовых «отомстить» отвергнувшему их обществу любыми
доступными им средствами самоутверждения.
Но и это еще не все. Под напором родительской общественности и
молодежи правительство вынуждено было открыть свыше 800 высших
учебных заведений (формально по западным стандартам — университетов и
колледжей), которые в большинстве своем не были обеспечены в достатке
квалифицированным преподавательским составом — его просто не успели
подготовить — и другими условиями полноценной подготовки дипло-
мированных специалистов. И если раньше в последних ощущался
недостаток, то теперь стал наблюдаться явный избыток. Как уже говорилось,
диплом на уровне университета или техникума успел получить каждый
четвертый, три с половиной десятка миллионов человек, причем в
Hosted by uCoz