Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 57 
Next page End  

шаги, которые показали бы степень реальности вырабатываемых мер при
наличных материальных возможностях.
И в том, и в другом отношении наметился значительный прогресс. Что
необходимо сделать прежде всего?
Как явствует из изложенного выше, преодолеть огульный подход к
учащимся, наметить дифференциацию образования сообразно
общественным потребностям и личным способностям каждого. К
настоящему времени достаточно четко прояснилось, что общество
нуждается в очень большом числе хороших недипломированных
специалистов и в гораздо меньшем числе дипломированных специалистов,
но обязательно тоже хороших, ни в коем случае не «избыточных масс»
посредственных, тем более плохих. Следовательно, необходимо разъяснить
учащимся и их родителям, что в сложившихся условиях тот, кто освоит
профессию сообразно своим склонностям, способностям, призванию, станет
более уважаемым человеком и получит вдесятеро больше дохода по
сравнению с человеком, который пополнит толпы искателей престижных
должностей без надлежащих данных, способных выдвинуть его в первые
ряды. И необходимо предоставить возможно более широкий выбор
программ еще в средней школе (дети и подростки 8—15 лет), а затем
возможно более широкие возможности профессиональной подготовки,
которую целесообразно продлить на несколько лет после средней школы,
что окажется возможным только при переходе от всеобщей воинской
повинности к профессиональной армии и при всеобщей военно-спортивной
подготовке молодежи, достаточной, чтобы, в случае необходимости, стать
достойным защитником Родины. И только потом часть абитуриентов пойдет
в университеты, причем всем — и дипломированным, и
недипломированным специалистам — все равно придется всю жизнь
постоянно повышать квалификацию и периодически проходить
переподготовку, а также заниматься общим самообразованием взрослых.
В идеале хорошо бы иметь с самого младшего класса школы несколько
программ, рассчитанных на разные типы учащихся: для более одаренных,
которые особо интересуются данным предметом; для столь же одаренных,
которые больше интересуются другими предметами; для менее одаренных,
которым данный предмет нужен только для общего образования и т.д. Но
для начала были бы достаточны хотя бы две программы: стандартная и
«продвинутая». Тогда не будет удара по чувству человеческого достоинства
школьника, просто он выберет программу, по которой собирается
специализироваться, либо просто для ознакомления.
В старших классах специализация должна быть все более строгой,
причем учебные занятия должны чередоваться со все более основательной
практикой, чтобы ученик приходил на производство не ребенком, а
настоящим работником. Для этого необходима сеть школ (колледжей)
самого разнообразного уровня и профиля, чтобы учащийся мог выбрать по
склонности и способности.
Такая же специализация должна быть продолжена на университетском
уровне. К тому же кто-то удовлетворится сертификатом об окончании
колледжа. Кто-то потратит еще два года на диплом бакалавра, кто-то еще
два года — на диплом магистра, кто-то еще два года — на диплом доктора.
В странах Запада все это давно обычная вещь, а в России только сегодня
приходится пробивать с боем. Второй важный аспект реформы —
Hosted by uCoz