Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 57 
Next page End  

и озерах, гибнет от пожаров (в том числе после стакана водки заснувшим с
зажженой сигаретой в постели) — не сосчитать. И все, кто не гибнет, в
большинстве своем оказываются в очереди у врача.
В-седьмых, раз больному платят из того же государственного кармана
фактически ту же зарплату, что и работающему, да еще безо всякого риска
потерять рабочее место, почему же не симулировать болезнь и не отдохнуть
неделю-другую или даже в месяц-другой за государственный счет? Многие
так и делают. Конечно, не всякий врач поверит на слово и выпишет справку
о болезни «просто так» Но, напомним, у врача — мизерная зарплата, и для
него всякое даяние — благо. Стесняется брать деньгами — можно подарить
ему скажем, вазу (у моих знакомых врачей десятками ваз уставлена вся
квартира) или просто бутылку дорогого вина —  в России это разновидность
конвертируемой валюты, которой можно оплатить практически любую
услугу. Здесь нашлась «ахиллесова пята» бесплатной медицины. Именно
здесь была потеряна коррупционная девственность врача, и взятки
постепенно сделались системой, формально бесплатная медицина — 
фактически очень даже платной.
Все это, вместе взятое, привело к типичной массовой картине:
несколько десятков человек по полдня сидят в очереди к врачу только для
того, чтобы в течение буквально пяти-десяти минут, после самого беглого
осмотра, получить справку о болезни, освобождающую от работы, и рецепт
на лекарства, с которым еще час-другой надо стоять в очереди в аптеке.
Если занемог серьезно — надо целый день ждать врача в постели, после
чего повторяется та же процедура, только в очередь за лекарствами идут
обычно родственники больного. Если положение еще серьезнее, надо
несколько дней, нередко несколько недель, а иногда и месяцев ждать
освободившейся койки в переполненной, как правило, больнице. И
оказаться, в конце-концов, в вонючей, стонущей, храпящей палате на
десяток-другой больных. Но самое огорчительное, конечно,
невнимательность и грубость врача, всего обслуживающего персонала,
которую приходится преодолевать беспрерывными взятками. И, разумеется,
отсутствие уверенности в правильном диагнозе и лечении, т.е. в качестве
медицинского обслуживания. Их (уверенность и качество) тоже приходится
покупать крупными взятками, которые просто не по карману рядовому
рабочему или служащему.
Понятно, все это никоим образом не может устроить власть имущего
чиновника и тем более всевластного сановника из номенклатуры, включая,
само собой разумеется, его семью. Специально для этой категории
населения была создана иерархия «спецполиклиник» и «спецбольниц». Как
работает эта иерархия на самом нижнем, самом скромном уровне, можно
показать на примере поликлиники и больницы моей родной Академии наук
СССР, пациентом которых я являюсь более 50 лет.
Пока я был рядовым научным сотрудником (даже кандидатом наук), я
должен был обходиться «общей» поликлиникой, «общей» палатой в
больнице и «общей» аптекой моего ведомства. Конечно, везде были
очереди, но несравнимые с обычной районной поликлиникой и больницей:
сидеть к врачу надо было не полдня, а от силы час-другой, в аптеке — тоже,
палата не на 24 человека, а всего на 4 — важное преимущество! Как только
мне вручили аттестат доктора наук (их тогда на весь СССР насчитывалось
всего несколько тысяч, в том числе Москве лишь часть из них, и далеко не
Hosted by uCoz