Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 57 
Next page End  

кино». И по-своему гениально организовал кинопроизводство и
кинопотребление целиком в рамках своей системы тотального,
безостановочного «промывания мозгов».
В год выпускалось на экраны не более 6—12 кинокартин перво-
степенной важности плюс несколько второстепенных, как бы «оттенявших»
первые, из них около половины отечественного производства, остальные —
«трофейные» (т.е. взятые силой оружия во время войны) либо импортные
(преимущественно из «братских социалистических стран). Каждый фильм
шел почти одновременно по месяцу и более практически во всех
кинотеатрах страны разом. И так как конкуренции не было, его смотрело все
население страны. Многие — по нескольку раз. Некоторые — по нескольку
десятков раз. Художественный эффект этих фильмов — сложный и
дискуссионный.
Сегодня их можно смотреть только в качестве иллюстрации к лекциям
по истории кинематографа. Но идеологический эффект был, безусловно,
огромным. И сказывается на старших поколениях до сих пор.
В отличие от театральных залов, кинотеатры пустели медленнее. Им
все чаще приходилось делать «инъекции» в виде импортных западных
фильмов. А когда пал «железный занавес» и монополия отечественного
кино оказалось подорванной, оно буквально скончалось в страшных
судорогах на протяжении каких-нибудь двух-трех лет. Его добили два врага:
видеофильмы насилия, эротики и ужасов, которые распространились по
стране лавинообразно через сеть полулегальных и нелегальных малых залов
(фактически притонов), поскольку видеомагнитофоны имеются только у
нескольких процентов семей, плюс высокопрофессиональные и очень
дорогие в постановке американские фильмы, с которыми отечественный
кинематограф не в состоянии конкурировать просто по относительной
убогости своей материальной базы.
Словом, произошло то же, что и во всех развивающихся странах мира
(кроме огражденных «железным занавесом»): гроздья притонов с
видеопорнофильмами плюс огромные пустые залы кинотеатров, в которых
10—15 зрителей смотрят американский боевик. В основном, это те, кто не
может позволить себе добраться до видеоплейера у себя дома или у
знакомых или кто стремится избавиться от общества родителей либо от
собственного одиночества. И только популярные киноартисты,
кинорежиссеры, появление время от времени неплохих новых кинокартин
напоминают о том, что кинематограф вполне может возродиться на новой
основе.
Собственно клубов английского типа в России по-настоящему никогда
не было. Последние учреждения культуры, близкие к ним по своему
характеру, исчезли в 1917 году. С тех пор термином «клуб» обозначался
третьеразрядный кинотеатр (преимущественно сельский), в зале которого
можно было не только «крутить фильмы», но иногда и ставить спектакли, а
также проводить собрания. В фойе устраивались танцы. В служебных
комнатах за сценой работали кружки. Клубы более масштабные и
принадлежащие, как правило, какому-нибудь крупному предприятию или
профессиональной организации учителей, медиков, ученых и т.д., носили
более высокий ранг «Дома культуры». Наконец, еще более масштабное и
помпезное здание именовалось «Дворец культуры». Но суть во всех случаях
оставалась одна и та же.
Hosted by uCoz