Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 26 
Next page End  

вступает, может быть, в процессе своего труда, а может быть, и вне этого
процесса.
Общий вывод из сказанного состоит в том, что в исследовании лично-
сти нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из
развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые
они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значе-
ние самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследования об-
ращается – не от приобретенных навыков, умений и знаний к характеризуе-
мым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как
и какие процессы их реализуют, делают их возможными.
Уже первые шаги в указанном направлении приводят к возможности
выделить очень важный факт. Он заключается в том, что в ходе развития
субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархиче-
ские отношения. На уровне личности они отнюдь не образуют простого
пучка, лучи которого имеют свой источник и центр в субъекте. Представле-
ние о связях между деятельностями как о коренящихся в единстве и целост-
ности их субъекта является оправданным лишь на уровне индивида. На этом
уровне (у животного, у младенца) состав деятельностей и их взаимосвязи
непосредственно определяются свойствами субъекта – общими и индивиду-
альными, врожденными и приобретаемыми прижизненно. Например, изме-
нение избирательности и смена дельности находятся в прямой зависимости
от текущих состояний потребностей организма, от изменения его биологи-
ческих доминант.
Другое дело – иерархические отношения деятельностей, которые ха-
рактеризуют личность. Их особенностью является их «отвязанность» от со-
стояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются их собствен-
ным развитием, они-то и образуют ядро личности.
Иначе говоря, «узлы», соединяющие отдельные деятельности, завязы-
ваются не действием биологических или духовных сил субъекта, которые
лежат в нем самом, а завязываются они в той системе отношений, в которые
вступает субъект.
Наблюдение легко обнаруживает те первые «узлы», с образования ко-
торых у ребенка начинается самый ранний этап формирования личности. В
очень выразительной форме это явление однажды выступило в опытах с
детьми-дошкольниками. Экспериментатор, проводивший опыты, ставил пе-
ред ребенком задачу – достать удаленный от него предмет, непременно вы-
полняя правило – не вставать со своего места. Как только ребенок прини-
мался решать задачу, экспериментатор переходил в соседнюю комнату, из
которой и продолжал наблюдение, пользуясь обычно применяемым для это-
го оптическим приспособлением. Однажды после ряда безуспешных попы-
ток малыш встал, подошел к предмету, взял его и спокойно вернулся на ме-
сто. Экспериментатор тотчас вошел к ребенку, похвалил его за успех и в ви-
де награды предложил ему шоколадную конфету. Ребенок, однако, отказал-
ся от нее, а когда экспериментатор стал настаивать, то малыш тихо заплакал.
Что лежит за этим феноменом? В процессе, который мы наблюдали,
можно выделить три момента: 1) общение ребенка с экспериментатором, ко-
гда ему объяснялась задача; 2) решение задачи и 3) общение с эксперимен-
татором после того, как ребенок взял предмет. Действия ребенка отвечали,
таким образом, двум различным мотивам, т.е. осуществляли двоякую дея-
тельность: одну – по отношению к экспериментатору, другую – по отноше-
Hosted by uCoz