Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 26 
Next page End  

нию к предмету (награде). Как показывает наблюдение, в то время когда ре-
бенок доставал предмет, ситуация не переживалась им как конфликтная, как
ситуация «сшибки». Иерархическая суязь между обеими деятельностями
обнаружилась только в момент возобновившегося общения с эксперимента-
тором, так сказать, post faktum¹: конфета оказалась горькой, горькой по сво-
ему субъективному, личностному смыслу.
Описанное явление принадлежит к самым ранним, переходным. Не-
смотря на всю наивность, с которой проявляются эти первые соподчинения
разных жизненных отношений ребенка, именно они свидетельствуют о на-
чавшемся процессе формирования того особого образования, которое мы
называем личностью. Подобные соподчинения никогда не наблюдаются в
более младшем возрасте, зато в дальнейшем развитии, в своих несоизмери-
мо более сложных и «спрятанных» формах они заявляют о себе постоянно.
Разве не по аналогичной же схеме возникают такие глубоко личностные яв-
ления, как, скажем, угрызения совести?
Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не про-
сто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование
их вокруг немногих главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный
и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, свои стадии.
Процесс этот неотделим от развития сознания, самосознания, но не сознание
составляет его первооснову, оно лишь опосредствует и, так сказать. Резю-
мирует его.
А.В. Петровский
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
С ПОЗИЦИЙ КАТЕГОРИАЛЬНОГО
АНАЛИЗА ПСИХОЛОГИИ²
При анализе категориального строя психологической науки, как следу-
ет из изложенного выше, выделяется шесть базисных категорий, каждая из
которых характеризует одну из сторон предмета психологии: индивид, об-
раз, действие, мотив, психосоциальное отношение, переживание. Категори-
альный анализ позволяет увидеть за эмпирико-теоретическими построения-
ми любой психологической системы или частной концепции контуры их ка-
тегориального аппарата, существование которого может оставаться скрытым
для создателей и сторонников этих концепций и систем. Осмысление кате-
гориального аппарата науки является одним из условий формирования реле-
                                                                
1
Post faktum (лшат.) – 1) после того, как событие произошло; 2) по отношению к прошлому,
уже случившемуся; задним числом.
2
Фрагмент главы «Категория личности» (написана А.В. Петровским) из книги А.В. Петров-
ского и М.Г. Ярошевского «Основы теоретической психологии». М., 1998. С. 257-261.
Hosted by uCoz