Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 26 
Next page End  

вантной методологии исследования. Нет основания полагать, что в истории
науки все эти категории строго одновременно стали предметом рефлексии, а
также методологически и теоретически организованного изучения. Освое-
ние указанных категорий осуществлялось в определенной последовательно-
сти, порождая в поступательном движении научного знания разветвленную
систему понятий, концепций, эмпирических исследований и добытых фак-
тов, формируя конкретное содержание отраслей психологии...
Понимание социальной сущности человека, включенности индивида в
исторически возникающую и исторически изменяющуюся систему общест-
венных отношений органически входит в трактовку категорий «психосоци-
альное отношение» и «организм – индивид – личность», образуя их методо-
логическое основание, определяя общие подходы к построению программ
научного исследования в области интенсивно развивающейся социальной
психологии и психологии личности.
Все сказанное позволяет использовать категории «организм – индивид
– личность» для построения общепсихологической теории личности.
Методологические основания теории личности
Таким образом, определены исходные принципиальные позиции для
построения общепсихологической теории личности. Уточним, что имеется в
виду, когда она обозначается как «общепсихологическая». Речь в данном
случае идет не столько о ее общей методологической и онтологической схе-
ме (при всей ее важности), сколько о том, что данный теоретический конст-
рукт представлен в присущих ему характеристиках и связях, которые выяв-
ляются во всех отраслях психологии: не только в так называемой общей
психологии, но и в социальной, возрастной, педагогической, юридической,
психологии управления, патопсихологии и других, выступая в присущей на-
учной теории программирующей роли по отношению к соответствующей
практической сфере (образованию, производству, медицине, правопорядку). 
Как всякая научная теория, теория личности должна отвечать общему
методологическому требованию – дать целостное представление о законо-
мерностях и существенных связях определенной области действительности
(личности человека), предложить целостную (при ее внутренней дифферен-
цированности) систему знаний, которая содержала бы в себе методы не
только объяснения, но и предсказания, возникновения определенных фено-
менов в определенных условиях и которую характеризовала бы логическая
зависимость одних ее сторон от других, принципиальная возможность выве-
дения ее содержания из некоторой совокупности исходных утверждений.
Выше в восьми тезисах. Выполняющих функцию своего рода пролегоменов
(предварительных суждений, входящих в изучение предмета) к предстояще-
му теоретическому построению, показана совокупность утверждений (по-
стулатов, допущений, законов и т.д.), образующих исходный базис обще-
психологической теории личности, тем самым оказывается возможным по-
строить теоретическую модель существенных связей, выступающих в опре-
деленной психологической реальности – личности человека. Возникновение
теории личности не может быть оторвано от ее эмпирической основы, охва-
тывающей множество накопленных в общей, социальной, детской психоло-
гии, патопсихологии, психотерапии фактов, добытых экспериментально, но
пока еще разрозненных и не обобщенных.
Hosted by uCoz