Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 26 
Next page End  

вующий эмпирический материал, вобрав в себя открывающуюся в нем фе-
номенологию, найти и применить валидные методы его получения, на прин-
ципиальных основаниях осуществить соотнесение с другими социально-
психологическими и персонологическими теориями. Вместе с тем необхо-
димо и возможно, раскрыв логическую зависимость конструируемых кон-
цепций друг от друга, представить их в виде единой теоретической системы
при всей ее внутренней дифференцированности.
При рассмотрении генезиса личности выделяются три методологиче-
ски обоснованные задачи: 1) рассмотреть развитие индивида как результат
взаимодействия генотипа и социальной среды и тем самым создание пред-
посылок для становления личности (условно обозначим этот процесс как
«биосоциогенез»); 2) исследовать развитие личности человека вследствие
деятельностно-опосредствованных взаимоотношений с референтными для
нее группами как в условиях относительно стабильных
общностей, так и в
обстоятельствах включения в различные референтные группы, иерархически
расположенные на ступенях
онтогенеза, или изменения позиции личности
по отношению к этим группам; 3) изучить особенности социогенеза лично-
сти и межличностных отношений, обусловленные включенностью в трудо-
вую деятельность в рамках конкретной социально-экономической форма-
ции.
Соответственно этим задачам рассматриваются три взаимосвязанные
концепции, отвечающие принципам общепсихологической теории личности.
Первая, которая условно может быть обозначена как психогенетиче-
ская концепция индивидуальности (научная школа Б.М. Теплова), при ис-
следовании происхождения индивидуальных психологических особенностей
человека выясняет роль генотипа и среды в их формировании, используя
главным образом близнецовый метод. Утверждается, что в онтогенезе про-
исходит смена механизмов, которыми реализуются психические функции
индивида, а также смена элементарных форм, господствующих на ранних
его этапах, социальными формами, опосредствованными общением и дея-
тельностью ребенка. При этом проверяется продуктивная гипотеза, согласно
которой со сменой механизмов перестраивается отношение индивидуально-
психологических особенностей к генотипу: с возрастанием значения специ-
фически человеческих, социальных по своему происхождению факторов со-
кращается доля генетической изменчивости в развитии индивидуальных по
своему происхождению факторов, в развитии индивидуально-
психологических особенностей человека. Являющаяся прямым продолжени-
ем нейрофизиологической концепции факторов индивидуально-
психологических различий, рассматриваемая концепция по всем позициям
должна быть соотнесена с теориями, отводящими наследственности роль
фатального фактора, и вообще – с различными модификациями теории двух
факторов.
Своего рода продолжением рассмотрения этого круга идей, если меть в
виду усиление роли системообразующего фактора – деятельностного опо-
средствования, в формировании личности индивида является концепция
развивающейся личности (А.В. Петровский). В ее основе лежит идея трех
фаз становления личности в социальной среде (микро- или макросреде) –
адаптации, индивидуализации и интеграции, возникновение и протекание
которых связаны с наличием социогенной потребности индивида в персона-
лизации и с деятельностно опосредствованными возможностями удовлетво-
Hosted by uCoz