Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 26 
Next page End  

рять ее в референтных группах. 
На основе данной концепции предложена
возрастная периодизация развития личности, не совпадающая с существо-
вавшими ранее концепциями психического развития человека.
Третья задача – понимание социогенеза – находит свое воплощение в
историко-эволюционном подходе к пониманию личности (А.Г. Асмолов),
который, в свою очередь, базируется на принципе деятельностного опосред-
ствования. Отвечая на вопрос, посредством каких механизмов осуществля-
ется вклад личности в социокультурную историю, предлагаемый подход вы-
деляет в качестве системообразующего основания, обеспечивающего разви-
тие личности и способствующего его конкретно-исторической специфике в
той или иной культуре, опосредствующий фактор – совместную предметную
деятельность. Таким образом, все три рассмотренные теоретические конст-
рукции связаны между собой и отвечают общему методологическому прин-
ципу – деятельностному опосредствованию.
Д.Н. Узнадзе
УСТАНОВКА У ЧЕЛОВЕКА.
ПРОБЛЕМА ОБЪКТИВАЦИИ¹
…Нет ничего характернее для человека, чем тот факт, что окружающая
его действительность влияет на него двояко – либо прямо, посылая ему ряд
раздражений, непосредственно действующих на него, либо косвенно, через
словесные символы, которые, сами не обладая собственным независимым
содержанием, лишь презентируют нам то или иное раздражение. Человек
воспринимает либо прямое воздействие со стороны процессов самой дейст-
вительности, либо воздействие словесных символов, представляющих эти
процессы в специфической форме. Если поведение животного определяется
лишь воздействием актуальной действительности, то человек не всегда под-
чиняется непосредственно этой действительности; большей частью он реа-
гирует на ее явления лишь после того, как он преломил их в своем сознании,
лишь после того. Как он осмыслил их. Само собой разумеется, это очень
существенная особенность человека, на которой, быть может, базируется все
его преимущество перед другими живыми существами.
Но возникает вопрос, в чем заключается эта его способность, на чем,
по существу, основывается она.
Согласно всему тому, что мы уже знаем относительно человека, есте-
ственно приходит в голову мысль о той роли, которую может играть в этом
случае его установка. Перед нами стоит задача установить роль и место это-
го понятия в жизни человека.
Если верно, что в основе нашего поведения, развивающегося в услови-
ях непосредственного воздействия окружающей нас среды, лежит установ-
ка, то может возникнуть вопрос. Что же происходит с ней в другом плане –
                                                                
1
Фрагменты
работы Узнадзе: Экспериментальные основы психологии установки. 1949.
Текст издается по изданию: Психологические исследования. М., 1966. С. 248, 289-292.
Hosted by uCoz