Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 26 
Next page End  

Это единство общего психического облика человека носит всегда бо-
лее или менее ярко выраженный индивидуальный характер. Понимание и
учет этих индивидуальных особенностей имеет огромное значение в прак-
тической жизни; без них невозможна правильная расстановка людей и ра-
циональное их использование. Лишь при знании и учете индивидуальных
особенностей каждого человека можно обеспечить всем людям наиболее
полное развитие и применение их творческих возможностей и сил. Не менее
необходимо знание индивидуальных особенностей в процессе воспитания и
обучения. Индивидуализированный подход к каждому ребенку. К каждому
учащемуся является одним из основных требований правильно поставленно-
го процесса воспитания и обучения.
В силу большого практического значения, которое имеет вопрос об
индивидуальных особенностях людей, к нему издавна привлекалось особое
внимание, и нередко вся проблема психологии личности, неправомерно су-
жаясь, сводилась только к этому вопросу об индивидуальных особенностях.
Между тем в действительности вопрос об индивидуальных особенностях и
межиндивидуальных различиях – это лишь один – дифференциальный – ас-
пект в общей проблеме психологии личности. Подлинное понимание разли-
чий в психических свойствах разных людей предполагает знание самих этих
свойств, их места и значения в строении личности.
Специально в дифференциальном плане вопрос не исчерпывается
только межиндивидуальными различиями; необходимо учитывать и внутри-
индивидуальные различия.
Любой литературный критик знает, что встречающиеся иногда у пло-
хих художников образы злодеев, которые являются «чистым», т.е. абстракт-
ным воплощением злодейства без единого светлого проблеска, или ангелов,
которые являются «чистым», т.е. абстрактным воплощением добродетели
без единого пятнышка, жизненно не правдивы. В научной, школьной психо-
логии это положение до сих пор почти не получило признания. Этим в зна-
чительной мере обусловлена абстрактность, нежизненность господствую-
щей психологической науки, а также ряд существенных теоретических ее
ошибок (в частности, в трактовке и определении одаренности детей посред-
ством однократных кратковременных тестовых испытаний).
Каждый человек не только отличен от других, но он сам в различные
моменты живет и действует на различных уровнях и достигает различных
высот. И чем больше возможности человека и уровень его развития, тем бо-
лее значительной бывает амплитуда таких колебаний. Самый выдающийся
музыкант, актер, лектор иногда оказывает «не на высоте», т.е. не достигает
уровня вообще доступных ему достижений, а в другой раз мы говорим, что
он превзошел самого себя, т.е. в особенно благоприятный момент напряже-
ния и подъема творческих сил поднялся на высоту, которой он обычно не
достигает. Каждый человек таит в себе и иногда обнаруживает значитель-
ные вариации в смысле уровня, высоты функционирования.
Нельзя ни разрывать единство личности, ни сводить его к простой од-
нородности. Реальное единство психического облика личности многообраз-
но и противоречиво. Но всегда находится в конце концов такая стержневая
для данной личности позиция, с которой все свойственные ей противоречия
смыкаются в единстве. Н. В. Гоголь в молодости писал своей матери:
«Правда, я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершен-
но. У вас почитают меня своенравным, каким-то несносным педантом, ду-
Hosted by uCoz