Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 89 
Next page End  

бесконечных преимуществ. Он требует определенных прав, настаивает на определенных привилегиях,
при этом даже не пытаясь продемонстрировать свои способности и деловые качества. Недавно, беседуя
с одним из кандидатов на вакантное место, я получил прекрасный пример в подтверждение своих слов.
Работа, на которую он претендовал, предполагала деятельность в рамках небольшого коммерческого
проекта. На протяжении нашей беседы он ни разу не выразил желания показать мне, на что он способен
и что может нам предложить; напротив, с самого начала он требовал заключения контракта. Более того,
он настаивал на возможности иметь долю от прибыли, несмотря на то, что не принимал участия в его
подготовке.
Не доверяя самому себе, не веря в возможность быть самостоятельным и независимым, человек
видит свое спасение в доверии другим людям. Но ситуация осложняется тем, что другим он тоже не
способен поверить окончательно, поэтому ему ничего не остается, кроме как манипулировать этими
другими в рамках собственного интереса, чтобы хоть как-то поддержать себя. Представьте себе
человека, который бежит за кем-то, уцепившись за хлястик его плаща, при этом еще пытаясь править им;
или водителя, отказавшегося вести машину и усевшегося на заднее сиденье, но все же руководящего
оттуда человеком, ведущим машину! Эти ситуации можно охарактеризовать одним-единственным
словом: "недоверие". Мы просто не можем довериться своему организмическому балансу, который мог
бы нам позволить просто жить своей собственной жизнью и наслаждаться любым опытом. По большей
части такое положение вещей является следствием нашего детства, когда мы научились тому, что наш
организм подобен дикой, необузданной лошади, которую следует приручить и никогда не отпускать и
которую необходимо постоянно контролировать, ни на минуту не теряя бдительности.
Эрих Фромм определил еще одну причину, побуждающую людей в современном мире
манипулировать друг другом. Он утверждал, что в отношениях между человеком и человеком первична
любовь и что именно она раскрывает истинную сущность человека, ибо она и есть его изначальная
сущность. Основные мировые религии предписывают нам любить ближнего своего так же, как мы
любим самих себя, однако тут-то мы и сталкиваемся с главным препятствием. Много ли людей знает,
как это делать. Большинство даже не осознает, что, до тех пор, пока мы не полюбим самих себя, мы не
сможем полюбить ближнего.
Мы хорошо усвоили, что чем более совершенными мы предстаем перед окружающими, чем более
безупречными им кажемся, тем сильнее нас будут любить. Хотя на самом деле обратное куда более
похоже на правду, ибо чем более мы способны принять свои изъяны и слабости, которые есть у
каждого, тем больше любви мы получаем в награду. Тем не менее заслужить любовь не так уж просто, и
тогда манипулятор в отчаянии прибегает к альтернативному варианту: он пытается добиться
абсолютной власти над другими, власти, которая заставила бы другого человека делать то, что нравится
ему, манипулятору, думать так, как надобно ему, чувствовать то, что хочет он, - одним словом,
превратить другого в вещь, в свою вещь.
Третью причину манипулятивного поведения предложил Джеймс Бьюдженталь и
экзистенциалисты, которые указали на то, что наше существование сопряжено с постоянным риском и
множеством случайных, непредвиденных обстоятельств, которые окружают нас со всех сторон, и что
каждое наше действие подобно камню, брошенному в озеро. Общее число всех вероятных вариантов
развития событий, которые могут с нами произойти в любую минуту, выходит за рамки нашего. Этот
мир непредсказуем, и современный человек чувствует свое бессилие, когда сталкивается с истинным
положением вещей в той ситуации своего существования, в которой он находится. Процитируем
Бьюдженталя, который приводит заключение пассивного манипулятора относительно указанного
обстоятельства: "Раз я не могу контролировать всего того, что влияет на мою жизнь, я отказываюсь
контролировать что бы то ни было". Видя непредсказуемость своей жизни, он сдается и переводит это
чувство невозможности влияния на то, что с ним происходит, в ранг абсолютного закона. Он
полностью превращается в объект" /3/. Вследствие этого пассивный манипулятор впадает в полнейшее
бездействие и абсолютную инертность, что, в свою очередь, еще более усугубляют его беспомощность.
На основании этого у непосвященного может сложиться впечатление, что таким образом пассивный
манипулятор автоматически становится жертвой активного манипулятора. Но это далеко не так. Это
всего лишь весьма ловкий и столь же подлый трюк пассивного манипулятора. Как хорошо показал
Перлз, в любой схватке, завязавшейся между "собакой сверху" и "собакой снизу", последняя почти всегда
Hosted by uCoz