Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 89 
Next page End  

переправляющем своих родственников в Америку. Он учил их: "Американцы - прекрасные люди, но
есть один момент, который очень их обижает. Вам не следует даже намекать им о том, что они трупы". Я
считаю, что это совершенно точное описание "болезни" современного человека. Он мертв; человек
сегодня стал куклой, а это "трупоподобное" поведение является неотъемлемой частью его жизни. Он
нетороплив и безэмоционален, как марионетка. Он надежен, но лишен жизненных устремлений,
потребностей и желаний. Его жизнь чрезвычайно скучна, пуста и бессмысленна. Он управляет и
манипулирует окружающими и вместе с тем надежно пойман в сети собственных манипуляций.
Цель этой книги - описать как мы теряем все признаки жизни, играя в манипуляторов - часто
фальшиво - без всякой души, без желания быть и жить. Для современного человека чрезвычайно трудно
понять и принять тот факт, что он мертв, фальшив и утратил живость и человеческий облик. Тем не
менее он может опять почувствовать свою человечность, стоит ему только захотеть рискнуть,
раскрыться и ожить; таким образом он продвинется от безжизненности и неспешности манипулятора к
полной спонтанности актуализатора.
Я уверен, что континуум безжизненность-живость (или манипуляции- актуализации),
представленный в этой книге, должен заменить континуум болезнь-здоровье, принятый в
психиатрических и психологических кругах. Ведь именно первому свойственно важнейшее понятие
надежды. Осознать собственные манипуляции - только первый шаг, а действительно по верить, что без
манипуляций могут развиться актуализирующие возможности, - это надежда. Как писал Эрик Эриксон:
"Мы признаем... внутреннее сходство между... глубинными психическими расстройствами и полным
отсутствием базовой надежды". Сегодня ясно, что современная психиатрия и психология не принимают
во внимание такую надежду.
И все же "медицинская модель" человека - будь он больным или здоровым - вызывает все
возрастающее разочарование. Большинство терапевтов больше не называют своих пациентов
психотиками или даже классическими невротиками. Пациенты - люди, которые имеют жизненные
проблемы и развивают манипулятивные паттерны поведения во вред себе.
Важно осознание того, что понятие "психическое заболевание" не подходит для описания таких
людей. Работы Томаса Шаша и других полностью сосредоточены на факте, что использование
медицинской модели в отношении проблемных людей неприемлемо, поскольку она подразумевает, что
проблема заключается в некотором измененном физическом состоянии, а не в дезадаптивном
поведении. Кроме того, она позволяет пациенту сохранять его проблематичное состояние.
Общеизвестны подобные комментарии пациентов: "Я болен, я не могу с этим совладать"; "Не вините
меня, я невротик"; "Во всем виновата моя компульсия".
Если современный человек не болен психически, тогда что же с ним? Согласно Уильяму
Глассеру, он безответственен и ему нужно развить ответственность за себя. С позиции Эрика Берна, он
играет в игры. В соответствии со взглядом Альберта Эллиса, он - человек, оперирующий нелогичными
допущениями. По Эверетту Шострому, во-первых, он является манипулятором, которому необходимо
осознать манипулятивные стили отношений с другими. Во-вторых, он тот, кому нужны понятные
терапевтические цели, способные замотивировать и побудить его жить, полностью реализуя свой
жизненный потенциал. Данная книга делает попытку представить модель, которая объединяет эти две
потребности.
Шостром определяет проблемных людей как манипуляторов - людей, которые эксплуатируют,
используют и контролируют себя и других как "вещи" определенными узнаваемыми
саморазрушительными способами. Терапевтическая цель - превращение в актуализатора - человека,
который оценивает себя и других как личностей, а не как вещи, и который переводит свои
саморазрушительные манипуляции в самореализующиеся возможности.
Я считаю, что каждый из нас - не только так называемые "больные" или невротики - может
извлечь выгоду из понимания собственных манипуляций. Вот почему попытки д-ра Шострома более
четко обрисовать манипулятивную диагностическую систему исходя из моей собственной
классификации "собака сверху - собака снизу" представляют практический интерес.
Целью традиционной медицинской диагностической системы является определение
подходящего метода лечения. Однако традиционная психиатрическая система не имеет такой цели,
поскольку по существу психотерапевтические техники одни и те же, независимо от того, каков диагноз!
Hosted by uCoz