Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 89 
Next page End  

Фромма "Искусство любить", в которой он описывает это чувство как "активный интерес к жизни и
развитие того, что мы любим" /10/. И снова наше тело всегда подсказывает нам, когда мы испытываем
влюбленность или любовь. Любовь можно сравнить с ощущением тепла в теле, тогда как гнев скорее
напоминает жар.
Тем не менее любопытно, что эти два чувства весьма близки. Как часто мы обнаруживаем, что,
перед тем как стать ласковым и добродушным, нам нужно выпустить пар в гневе. Чтобы выразить
любовь, нам необходимо сначала рискнуть проявить четыре других базовых чувства, и нет сомнений,
что это чрезвычайно значимо в человеческих отношениях, особенно в браке. Человек никогда не сможет
стать честным и сохранить отношения с другим, пока он способен бороться с ним. Если мы можем
показать другому, что сердимся, боимся или можем быть обиженными и способны доверять, значит, мы
на самом деле умеем любить. Если мы можем быть честными друг с другом, если мы способны поведать
другому о своих чувствах и позволить себе выплеснуть их в его присутствии, только тогда мы
переживаем настоящую близость. Любовь, таким образом, есть реализация всех остальных чувств.
Терапевты предпочитают работать сразу с супружеской парой, если речь идет о семье, поскольку
ситуация, когда только один из супругов учится выражать свои чувства, может нанести браку гораздо
больший вред. Два манипулятора могут вполне терпимо сосуществовать друг с другом, но если один из
них становится актуализатором, тогда это настоящая проблема. Два акутуализатора стремятся построить
отнюдь не "счастливый" брак, а стимулирующий, волнующий и даже противоречивый. Они хотят по-
настоящему иметь дело друг с другом, а не осторожничать, фальшивить и лицемерить. И правда в том,
что, будучи актуализаторами, они получают удовольствие от конфликта, а не от его избегания.
Манипулирование чувствами других людей
Когда человек честно выражает пять основных чувств, это означает, что он встал на путь
актуализации. С другой стороны, мы прекрасно знаем, что манипулятор, так же как и актуализатор,
осознает всю значимость свободного выражения этих эмоций и поэтому часто пытается использовать
их в целях манипуляции, дабы установить контроль над другими людьми. Рассмотрим следующие
примеры:
1. Гнев. Манипулятор может использовать свой гнев с целью запугать других. Так, всем
наверняка встречались манипуляторы, которые своими криками и грубой речью отбивают у людей
всякую охоту общаться с ними. Другие, более сообразительные манипуляторы при помощи гнева
добиваются от окружающих ненависти.
2. Страх. Юджин Бердик предположил, что манипулятор вырабатывает страх вместе с
ненавистью: "Он сидит за пультом и одаривает их тем, в чем они, по его мнению, нуждаются: сегодня
немного страха, завтра немного ненависти. А в другие дни он дает им одновременно и то и другое. Они
же стоят все перед ним, трепеща, и считают его самым славным малым на всем свете и любят его" /11/.
3. Обида. Автор книги "Как стать еврейской матерью" Дэн Гринберг приводит примеры того, как
манипулирующая мать использует свою обиду, чтобы обрести контроль над своими детьми. Он
называет это "Техникой фундаментального страдания":
"Чтобы в полной мере овладеть Техникой фундаментального страдания, вы должны приложить к
этому все свое внимание.
Представьте себе взгляд искоса, наморщенный лоб, искривленные губы - это и есть выражение
невыносимой боли, которую могут вызвать разве что порядка восьми незаживающих ран или
тяжелейший гастрит.
Следующие ключевые фразы иллюстрируют использование обиды в целях контроля:
а) "Ступай и развлекись (и не беспокойся о том, что у меня невыносимая головная боль) ";
б) "Не переживай за меня";
в) "Я совсем не возражаю против того, чтобы остаться дома в полном одиночестве";
г) "Я рада, что это случилось со мной, а не с тобой" /12/.
4. Доверие. Типичные мошенники используют доверие, чтобы заключать сделки. В английском
языке слово "мошенник" (con artist) происходит от слова доверие (confidence). Так, опытный продавец
всевозможными способами пытается вызвать у покупателя доверие к себе. Он заставляет вас поверить,
Hosted by uCoz