Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 89 
Next page End  

Смирение, или отказ от борьбы
Как отмечал Абрахам Маслоу, западная культура опирается в основном на иудейско-
христианскую теологию, а в Соединенных Штатах особенно доминирует дух пуританства, в котором
акцент ставится на деятельности, целеустремленности и трудолюбии /23/. Карен Хорни выделяет
аполлонийские и дионисийские тенденции. В последней акцент делается на ценности смирения и
бездействия, в первой - на власти и управлении жизнью. Обе они представляют собой естественные
человеческие тенденции, говорит она, и позитивный смысл смирения и отказа от борьбы - это
глубинная человеческая установка, смысл которой - потенциальное удовлетворение /24/.
Отказ от борьбы, или "разрешение быть", Джеймс Бьюдженталь определял как "готовность
уступить бытийности сознания без усилия, без напряженной концентрации и без принятия решений"
/25/. Он считает отказ от борьбы важной характеристикой актуализирующей жизни.
В работе "Сила сексуальной капитуляции", Робинсон, обсуждая сексуальные взаимоотношения,
также говорит о важности смирения /26/. Она описывает смирение и пассивность как нейтральную
фемининную функцию, которая утеряна многими современными маскулинизированными женщинами.
Далее она говорит, что современные женщины стараются взять на себя ответственность за все и
соперничают с мужчинами. В половом акте, как и в жизни, говорит она, мужчина активен, а женщина
более пассивна. Писательница предположила, что и мужчины, и женщины имеют потенциалы
пассивности, но женщины утратили власть своих пассивных потенциалов - возможно, даже больше,
чем мужчины. Верить в другого человека значит быть способным отдаться ему, а активный половой акт
-
это синергетический процесс отдавания и принятия, овладения и отдачи, когда одновременно
действуют оба потенциала человека - активный и пассивный. Алан Уотте рассматривает ценность
отказа от борьбы в другом контексте:
"Я всегда восхищался законом обратного усилия. Иногда я называю его "законом обратного".
Когда ты пытаешься держаться на поверхности воды, ты тонешь, но если ты хочешь пофузиться
поглубже, то всплываешь. Когда ты пытаешься затаить дыхание, ты дышишь, как паровоз. В связи с этим
на ум приходит древняя мудрость: "Кто хочет спасти душу, тот потеряет ее". Беззащитность - результат
попытки защититься, и наоборот, спасение и благоразумие заключаются в фундаментальном признании
того, что мы не имеем возможностей спасать себя. Китайский мудрец Лао-Цзы, мастер закона обратного
усилия, говорил, что те, кто оправдываются, не убеждают, а чтобы узнать правду, нужно отказаться от
знания, и нет ничего более сильного и творческого, чем пустота, которую люди стремятся заполнить"
/27/.
Таким образом, согласно Уоттсу, чем больше мы стараемся в определенной ситуации, тем, по-
видимому, чаще мы терпим неудачу, и кое- каких целей невозможно достичь активными усилиями. Мы
обнаружили, что все это особенно справедливо в отношение психотерапии, когда чем больше человек
пытается вести себя определенным образом, тем больше это у него не получается.
Лесли X. Фарбер описал парадоксальную природу определенных свойств бытия и отметил, что
не возможно через усилие обрести такие качества, как мудрость, чувство собственного достоинства,
храбрость, доброту. Все эти черты объединяет то, что овладение ими лежит за пределами сознательных
попыток.
"Большинство человеческих достоинств и некоторые добродетели не имеют этой парадоксальной
природы. Мастерства, тактичности или честности, например, можно прямо добиваться; осознавание и
получение удовольствия от обладания этими способностями не противоречит их природе. Но лишь
дурак похваляется своей мудростью, напыщенный индюк - скромностью, трус - храбростью. Тот, кто
заявляет об этих добродетелях, - лжец. Более того, они не подвластны усилиям по их достижению. Я
могу искать знания, но я не могу добиваться мудрости. Подобно тому, как сущностная свобода не
совместима с озабоченностью за себя, такие добродетели не достижимы и не познаваемы. Их нужно
заслужить..." /28/.
Понимание всего этого крайне важно для самоактуализации, ибо это подразумевает, что за такие
глубинные качества актуализации, как мудрость, достоинство, скромность, смелость, уважение и
любовь, нельзя бороться! . Им нельзя научиться, и чаще всего человек приобретает их, когда сдается
перед невозможностью их достичь. Например, в психотерапии мы часто слышим, как пациент
Hosted by uCoz