Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 89 
Next page End  

Пациент. Я осознаю шум кондиционера в комнате.
Терапевт. Что еще вы осознаете?
Пациент. Я осознаю шершавую ткань подлокотника этого кресла.
Терапевт. Где вы ощущаете эту шершавость?
Пациент. Я ощущаю эту шершавость ладонью своей руки.
Терапевт. Осознаете ли вы, что дергаете ногой?
Пациент. Я осознаю, что дергаю ногой.
Терапевт. Кого бы вы хотели ударить?
Пациент. Вас, за то, что вы заставляете меня делать эти дурацкие упражнения.
Этот пример иллюстрирует, как важно уметь осознавать очевидное. Манипулятор по привычке
не видит и не слышит таких мелочей, как движения собственных рук или ног, выражение лица, позу и
интонацию как своего, так и чужого голоса. По мере того как усиливается его осознанность с помощью
упражнений, подобных представленному выше, он постепенно оживает. Он перестает полагаться на
собственные расчеты, что так свойственно манипуляторам, и начинает доверять своим спонтанным
реакциям на окружающий мир.
Почему осознание так важно? Мы часто слышим, что это и есть цель терапии. Причина в том,
что с осознанием приходят перемены! Осознание - это форма отказа от борьбы, что достигается, когда
человек в данный момент является тем, кто он есть на самом деле, даже если это означает исполнение
лживой манипулятивной роли из тех, которые нам всем иногда приходится играть ради достижения
внешней поддержки.
В безопасных условиях терапевтической ситуации индивид может критически осмыслить
подобные манипулятивные роли, независимо от того, насколько глупыми, дурацкими или смешными
они могут быть. Тогда он поймет, что постоянно защищается, и достигнет свободы, которая позволит
ему создавать из этих ролей комплиментарное актуализирующее поведение. Эта работа над собой будет
переживаться как творческая, поскольку помощь придет изнутри, а не откуда-то извне. Осознание
тщетности манипулятивных усилий естественным образом рождает концентрированную силу
самоактуализации. Путь к эмоциональному здоровью проходит через выражение манипулятивного
поведения, а не через самоограничение и устремленность к переменам!
Следующий отрывок терапевтического сеанса довольно показателен:
Терапевт. Что вы осознаете сейчас?
Пациентка. Я осознаю, что хочу вас ударить.
Терапевт. Станьте собой, которая хочет ударить.
Пациентка. Я хочу ударить вас, потому что вы не собираетесь принимать за меня решения.
Терапевт. Теперь станьте мной и ответьте.
Пациентка. "Глория, ты никогда не повзрослеешь, если будешь продолжать заставлять меня
принимать за тебя решения".
Терапевт. И что вы ответите?
Пациентка. Вы правы, черт вас возьми!
Терапевт просит пациентку прочувствовать ее манипуляцию зависимости, а затем стать "мудрым
терапевтом", тем самым заставив ее открыть и оценить собственный актуализирующий потенциал,
который существует в ней от рождения.
Глава 8. Личный контроль
Прежде чем перейти к рассмотрению того, как теории этого раздела можно применять в жизни,
мне бы хотелось предложить этику естественного контроля за нашим поведением, которая может
послужить подспорьем в различных жизненных ситуациях.
Как было показано на рисунке 2, человеческий характер состоит из множества биполярностей.
Человек активен и пассивен; он сильный, но и слабый, независимый, но и зависимый тоже, любящий,
но без агрессии тоже не обходится. Он одновременно и "собака сверху", и "собака снизу". А теперь
настал черед для рассмотрения двух более общих характеристик: консервативность и либеральность.
Hosted by uCoz