Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 89 
Next page End  

Затем его соревновательность начинает причинять ему вред, он получает высшие оценки, но вместе с
бессонницей. Другие способные одноклассники являются для него постоянным источником страха.
Родитель - манипулятор
Манипуляторами, конечно же, не рождаются, их воспитывают из хорошеньких маленьких деток.
Только появившись в мире, где царят манипуляторы, они тут же получают первые уроки на эту тему от
своих родителей, которые, в свою очередь, тоже представляют собой продукты манипулирующего
общества.
Родитель-манипулятор считает одной из своих жизненных задач - управление внешним
поведением детей. У него сильно развито чувство ответственности за них, иногда доходящее до
ощущения собственного всемогущества. Его роли - Судья и Бог.
Главное выражение, к которому такой родитель прибегает при воспитании своего ребенка, - "ты
должен". Он действительно убежден, что манипуляция поведением необходима и что его божественные
высказывания могут изменить это поведение. "Должен" имеет множество вариантов: "Ты можешь", "Ты
не можешь", "Ты не хочешь", "Ты не должен хотеть", "Если делаешь, значит можешь".
Один из основных приемов осуждающего и всемогущего родителя - управление с помощью
чувства вины. Если ребенок не делает того, что от него требуется, то родитель стремится вселить в него
чувство вины за это. Например, родитель-манипулятор попытается пристыдить Фредди-Лису за его
инфантильность следующим образом: "Почему бы тебе не стать большим мальчиком вместо того, чтобы
изображать из себя младенца?" Тому-Крутому он сказал бы так: "Тебе должно быть стыдно за то, что ты
обижаешь других детей". Соревнующемуся Карлу: "Ты не должен стараться все время выигрывать. У
меня, наверное, будет инфаркт, если ты и дальше будешь себя так вести". И если у родителя на самом
деле когда-нибудь случится инфаркт, даже многие годы спустя, то сына или дочь может мучить глубоко
засевшее чувство вины за это.
Еще одним приемом родителя-манипулятора является поощрение ориентированности ребенка на
других. Обращаясь к Фредди, такой родитель скажет: "Ты же не хочешь, чтобы люди подумали, что ты не
можешь этого сделать"; Тому: "Что могут подумать люди, если ты будешь так разговаривать?" и Карлу:
"Никто не будет любить тебя, если ты постоянно будешь стараться всех победить".
Использование любви - третий прием манипулирования. "Я просто не буду тебя любить, если ты
будешь таким глупым", - говорит родитель Фредди. Тому он скажет: "Ты меня не любишь, иначе ты не
вел бы себя подобным образом". Говоря Карлу: "Я так люблю тебя, когда ты получаешь хорошие оценки",
он подкрепляет его соревновательность. В данном случае, манипулируя, он действует как Славный
парень.
Еще один метод манипулирования - использование ожиданий. Родитель говорит, обращаясь к
Фредди: "Ты должен быть большим и сильным" или: "Как ты собираешься стать таким же сильным, как
твой отец?"; к Тому: "Я полагаю, ты сделаешь, как я сказал" (провоцируя, таким образом, еще больший
протест); Карлу: "В нашей семье все учились хорошо".
В репертуаре родителей существует множество приемов манипуляции, и нет сомнений, что
каждый из вас сможет припомнить несколько из них. Каким образом мы все же усваиваем эти приемы?
Они ли виноваты в том, что в наших отпрысках так плохо приживается ожидаемое поведение?
Действительно ли их заслуга в таком замечательном явлении, как дисциплина?
Дисциплинарные методы
Нет другой такой области в детской психологии, которую понимают настолько неправильно, как
дисциплина. В качестве альтернативы взаимного манипулирования, к которому постоянно обращаются
родители и дети, мы, как мне кажется, должны создать некую философию дисциплины.
Дисциплинарные методы можно разделить на две обширные категории. К первому типу относятся
методы, которые характеризуются как сосредоточенные на действии, манипулятивные или
контролирующие, ко второму - те, которые характеризуются как внутренние, добровольные и
актуализирующие. Последнее мы понимаем как самодисциплину - когда ребенок усваивает ценности,
Hosted by uCoz