Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 89 
Next page End  

баскетболе, когда судья свистит, заметив нарушение, есть свои правила. Как ты думаешь, какое
наказание будет справедливым в данном случае?" В подобной ситуации ребенок имеет возможность
высказать свое отношение к родительскому наказанию, и для него это реальный развивающий опыт на
пути к формированию личной ответственности. Таким образом, наказание не должно касаться
взаимоотношений между родителем и ребенком.
Следующие принципы могут помочь осуществить сосредоточенный на чувстве дисциплинарный
подход:
1. Разделяйте чувства и действия. Не осуждайте самого ребенка, даже если нужно осудить его
проступок. Отделение ребенка от его действий позволяет родителю принимать его, исходя из
подлинного дружеского отношения. В этом случае ребенок понимает, что сам он воспринимается
положительно, но его поведение неприемлемо, и его необходимо изменить. Действия - результат чувств
(неприятия и\или враждебности). Для того чтобы изменить действия, нужно прежде всего осознать
чувства и поработать с ними.
2. Обследуйте ребенка на наличие невроза, чтобы определить, с кем вы имеете дело. У ребенка с
отклонениями проступок может представлять собой симптом более глубоких эмоциональных
нарушений, возможно вызванных критикой, неприятием, обвинением или наказанием. В этом случае
взыскание может усугубить его итак нелучшее положение.
3. Положительно отнеситесь к чувствам ребенка и ответьте на них. Помогите ему "выпустить пар"
или реализовать враждебные чувства, если он пытается их подавить.
4. Если наказание необходимо, позвольте ребенку самому осмыслить, какое наказание за его
проступок будет справедливым. Опыт показывает, что ребенок часто предлагает для себя более суровое
наказание, чем применил бы любой взрослый.
5. В случае необходимости применения наказания, удостоверьтесь в том, что ребенок четко
понимает, что именно его проступок привел к этому. Помогите ему понять, что для регуляции
поведения в социуме существуют установленные правила, и им необходимо подчиняться точно так же,
как подчиняются правилам во время игры в баскетбол.
6. Работая с ребенком над дисциплиной, рассматривайте ее не как его личную проблему, а как
общесемейную. Постарайтесь отделить ее и от себя, и от ребенка, чтобы у вас появилась возможность
посмотреть на нее со стороны, изучить ее объективно и сообща над ней поработать. Когда ребенок
усвоит, что к проблеме можно относиться отстраненно, дисциплинарная ситуация не будет
представляться ему как межличностный конфликт.
7. На опасные и разрушительные проступки должны быть наложены ограничения. Позвольте
ребенку выразить чувства, затем помогите перенаправить их в более приемлемое русло. Это базовая
формула динамического подхода к дисциплине.
Актуализирующий родитель
В отличие от манипулирующих, актуализирующие мать и отец ориентированы на развитие.
Вместо того чтобы ориентироваться на "должен", они ориентируются на "есть". Актуализирующий
родитель старается принимать ребенка таким, какой он есть, и помогать ему расти. Его основная цель -
способствовать самоактуализации ребенка. Родитель не делит мир на мир детей и мир взрослых, а
рассматривает его как мир личности, где каждый индивид имеет право на удовлетворение своих
потребностей. Давайте посмотрим, как бы актуализирующий родитель отнесся к проблемам трех
представленных выше персонажей - Фредди, Тома и Карла.
Что касается Фредди-Лисы, актуализирующий родитель рассматривает его сущность как
затянувшуюся зависимость, слабость и расчетливость. Он считает своей задачей помочь Фредди развить
качества, противоположные этим. Для этого он дает ему различные задания для самостоятельного
выполнения: сходить в магазин, заправить кровать, передать деньги, самостоятельно одеться.
Независимое поведение поощряется с помощью теплого отношения и похвалы, например: "Пап, ты
слышал, Фредди сегодня сам оделся!" Таким образом, оценивая по достоинству независимое поведение,
родители оборачивают зависимость Фредди в его самопризнание. Кроме того, они стараются обратить
слабость Фредди в сопереживание, а его расчетливость в уважительное поведение. Например, ему
Hosted by uCoz