Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 89 
Next page End  

и поступила Марта, узнав об измене мужа. При работе над этой темой весьма преуспела Карен Хорни,
которая считает, что это невротическая проблема "невинной стороны". Она полагает, что основная
проблема может состоять не в измене, а в самолюбии "невинной стороны" /37/. Когда Марта говорит:
"Как ты мог со мной так поступить?", то подразумевает под этим: "Я слишком хороша, чтобы со мной
могло случиться такое". Это и есть ее проблема. Для нее невыносимо именно то, что муж ускользнул из-
под ее манипулятивного контроля и власти. Нежелание давать развод - еще одна форма контроля.
Если бы Марта была актуализатором, она бы допускала, что такое может случиться с любым, что
она всего лишь человек и должна задуматься над своим вкладом в измену мужа. Образно говоря,
выстрел произвел он, но именно она помогла ему зарядить ружье. Далее ей необходимо понять,
насколько это саморазрушительно, продолжать стремиться к контролю над мужем и не давать ему
развода. Наконец, самое важное - она должна заглянуть глубоко внутрь себя, чтобы найти в себе
мужество простить, и ее великодушие будет священным.
Выводы
В игре под названием "любовь", как мы видим, очень трудно не быть манипулятором. Гораздо
легче воспринимать другого человека как соперника, нежели как личность. С проблемами этих
взаимоотношений, где каждый действительно живой трепетный человек, нужно работать на
чувственном уровне без обид, без контроля. Но самое сложное - быть честным с собственными
чувствами. Однако, как показывают рассмотренные нами четыре довольно типичные ситуации, это
возможно.
Описанные мною случаи реальны Они представляют собой типичные истории, которые
терапевту приходится выслушивать ежедневно. Какие же выводы мы можем из них сделать?
Мне кажется, что прежде всего мы должны рассматривать эти случаи как проблемы мотивации, а
не проблемы правомочности подобного поведения. Подход с позиции "что такое "хорошо"" и "что такое
"плохо"", на мой взгляд, здесь неуместен. В расчет берется только внутренняя установка человека.
Тема этой главы замечательно вписывается в нашу основную тему: манипуляция и актуализация
Использование или эксплуатация другого человека не может быть актуализирующей, даже если человек
стремится к этому. Владелец кондитерской может утверждать, что его работники рады той жалкой
зарплате, которую он им выплачивает, но это не оправдывает его злоупотребление человеческим
трудом /38/.
Любовь для актуализатора - это не просто эмоция или физическое влечение, это участие и
уважение к "ты" другого Обращение с другим только как с физическим телом низводит отношения между
людьми на уровень "оно- оно", тогда как люди заслуживают отношений на уровне "ты-ты". Если секс
мотивируется потребностью не в "ты" другого, а в чем-то ином, то это манипулятивный секс. Например,
секс может быть мотивирован страхом одиночества, желанием покорить или быть покоренным,
тщеславием, желанием причинить боль или даже уничтожить /39/. Мотивированный этим, а не
любовью, сексуальный контакт становится манипулятивным актом, и это может произойти как в браке,
так и за его пределами!
Глава 12. Учителя и ученики
Классная комната - пугающе благодатная почва для культивирования манипуляций.
Одна из главных причин этому - настойчивое требование школьной администрации к учителям
удерживать контроль над всеми детьми. Как мы уже говорили, контроль над другими, даже если он в
основе своей имеет благие намерения, низводит людей до статуса вещей. Очень часто в рамках
школьного кабинета Джон и Мэри, равно как и любой другой ребенок, родившийся с нормальным
набором человеческих чувств, превращаются в единицы из группы "учеников" средней дневной
посещаемости.
В этой ситуации ученики, в особенности младшие, стремятся противостоять любому контролю.
Каждый из нас наверняка помнит подобных "неукротимых" (учителя называют их хулиганами)
Hosted by uCoz