Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 89 
Next page End  

1. Использование системы соглядатаев. Завучи могут просить детей шпионить за теми, кто курит,
ругается и так далее.
2. Использование системы любимчиков. Некоторые ученики становятся фаворитами. Они
освобождаются от работы "за хорошее поведение".
3. Культивирование впечатления "подвешенности в воздухе". Трудных подростков заставляют
думать, что они находятся в положении "подвешенных в воздухе", и факт окончания ими школы
находится под большим вопросом.
4. Унижение. Трудные подростки "расплачиваются" за свои грехи тем, что выставляются на
посмешище перед одноклассниками.
5. Оценки как наказание. Ребенку ставится плохая оценка, чтобы снять его имя с классной или
школьной доски достижений; он наказывается отметкой "неудовлетворительное поведение", что не
позволит ему оставаться в спортивном клубе или секции. (Оценки контролируют не только детей, но и
их родителей.) "Тройка" вместо "четверки" выводит его из списка "хорошистов" в список "троечников";
"двойка" вместо "тройки" не даст ему нормально закончить школу.
6. Неблагоприятное сравнение. Работы ребенка сравниваются с работами уже отучившихся в
этой школе старших брата или сестры, и явно не в его пользу. В любой школе всегда найдется какой-
нибудь подросток, который испытал на себе подобный опыт. И этот подросток будет одним из самых
трудных, потому что в младших классах ему все время приходилось догонять свою сестру-отличницу,
последнее достижение которой на сегодняшний день - ученая степень по математике. Интересы
мальчика полностью отличаются от ее интересов, но учителя всегда его упрекают: "Почему ты не
можешь учиться, как твоя сестра?" Вот бедному ребенку и приходится отстаивать свою
индивидуальность.
Актуализирующее учение
В самом начале нашего разговора мы отметили, что конформизм и активный контроль - это
именно те ценности, которых добивается средний учитель, манипулируя своими учениками. Однако
согласно исследовательским данным творческие или актуализирующиеся ученики имеют следующие
характеристики: это обладатели странных, нелепых и "сомнительных" идей, которые они воплощают
оригинальным способом; созданным ими творениям свойственны юмор, игривость, легкомыслие и
развлекательный характер /44/. Такие ученики слабо поддаются "шлифовке" или контролю, и, вероятно,
именно поэтому те "ненормальные ребята", которых мы помним со школы, остаются способными к
творческой жизни и оставляют в ней свой заметный след. Им приходится бороться, но они как-то
умудряются преодолеть унижающие и подавляющие манипуляции со стороны заурядных учителей.
Обучение, которое будет способствовать актуализации учащихся, должно быть направлено на
интересы обеих сторон - и учеников, и учителей. Оно должно поощрять полное выражение чувств и
мыслей первых, и в то же время позволять делать это и вторым; такое обучение подразумевает
грамотное обращение с вопросами аудитории и умелые ответы преподавателей.
Уставшим от своей работы учителям, которые скажут, что у них и без наших теорий полно дел, я
отвечу: настала эпоха нового типа учителя, и это будет хороший учитель. Я говорю это и вспоминаю 28-
летнюю Джоан, которая благодаря своему руководителю и тренингам сензитивности стала
актуализирующим учителем. Вот как она описала свое впечатление от этого: "Я испытала большое
облегчение, когда поняла, что ребенку нужно гораздо больше, нежели только материал урока. Я хорошо
знаю математику и хорошо ее преподаю. Раньше я думала, что этого достаточно. Теперь я учу детей не
математике. Я поняла, что лишь некоторые из них могут по-настоящему чего- то добиться на этом
поприще. Оказалось, что я сама, как личность, имею для них большее развивающее значение. Когда я не
знаю всех ответов, то даю им гораздо больше, чем когда изо всех сил стараюсь быть экспертом. А помог
мне это понять мой ученик Эдди. Однажды я спросила его, почему, на его взгляд, в этом году он учится
лучше, чем в предыдущем. И он произнес фразу, которая отразила всю ценность моей переориентации
как учителя: "Это потому, что теперь, когда я с вами, я нравлюсь себе".
Hosted by uCoz