Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 89 
Next page End  

отмечают, что терапия помогает пациенту понять, как он неверно истолковывает терапевта и
манипулирует им различными способами. Например, пассивный пациент может разыгрывать из себя
"беспомощного" и не желать думать самостоятельно, стремясь, чтобы терапевт взял на себя роль "мамы".
А активный манипулятор может занять роль "авторитета" и пытаться, таким образом, всячески
подавлять терапевта. Считается, что все игры, которые пациент демонстрирует во время терапии, он
использует и в жизни во взаимоотношениях с другими людьми.
Вот примеры того, как терапевт описывает манипулятора во время встречи с ним:
Пациент (сидит и ничего не говорит).
Терапевт. Вы просто сидите и ждете, что я буду делать свою работу.
Пациентка (говорит о телефонном звонке терапевту прошлой ночью).
Терапевт. Вы позвонили на автоответчик в три часа ночи, чтобы отомстить мне за то, что я
поддержал вашего мужа. Вы просто хотели разбудить меня.
Пациент. Вы просто сидите. Вы не получите денег, потому что не говорите мне, что делать.
Терапевт. Вы пытаетесь доминировать надо мной точно так же, как и дома над своими детьми.
6. Анализ паттернов. Терапевт анализирует непригодные для функционирования паттерны и
помогает пациенту выработать адаптивные функциональные паттерны.
По-видимому, большинство людей усваивают философию жизни методом "шведского стола", не
придерживаясь особой логики. Психотерапия помогает анализировать и проверять "нахватанные" таким
образом идеи и обеспечивает хорошо интегрированную систему ссылок или значений.
Система Лири, заложенная в основу рисунке 1 этой книги, является примером паттерн-анализа
личности через биполярное выражение параметров любви-ненависти и силы-слабости личности /54/.
Франкл в своей терапии, называемой "лого-терапией", ищет паттерны, которые подскажут
пациенту смысл его действий или слов: "Стремление искать смысл в жизни - основная мотивационная
сила человека" /55/.
Вот примеры того, как терапевт выделяет смысл сказанного пациентом или интегрирует все, что
тот сказал:
Пациентка (долго говорит о том, как это было глупо с ее стороны постоянно делать что-то для
людей).
Терапевт. И что же в этом глупого?
Пациентка. Ну, я даже и не знаю точно.
Терапевт. Может, это саморазрушение, а не глупость.
Пациент. Не так уж было и обидно, когда она так ужасно со мной говорила последний раз.
Терапевт. Вы начинаете преуменьшать свою сверхчувствительность по отношению к другим.
Пациент. Мне кажется, сегодня я уже не так стесняюсь, когда говорю.
Терапевт. Наверное, сегодня вы лучше понимаете смысл. Может, теперь вы не боитесь видеть
смысл?
7. Подкрепление. Терапевт подкрепляет поведение, способствующее росту, и наказывает
негативное или саморазрушающее поведение. Такой подход на основе научения был предложен
Уоллпом и Эллисом /56/. Они полагают, что человеческие проблемы заключаются в страхах и мыслях и
что невротические страхи и мысли подобны плохим привычкам, от которых надо избавляться с
помощью здоровых реакций.
Вот примеры того, как поощрение используется для помощи пациенту:
Пациент (говорит о многих людях).
Терапевт (когда пациент говорит о своей матери, он делает заметки, демонстрируя таким образом
пациенту, что эту информацию он считает наиболее важной).
Пациентка (говорит о приготовлении завтрака для мужа, к чему она не привыкла).
Терапевт. Вы находите, что вашему мужу приятно, когда вы готовите для него завтрак.
(Подкрепляет ценность умения нравиться мужу.)
Пациент. Я впервые не сорвался за последнее время.
Терапевт. Не правда ли, вы получили удовлетворение от самоконтроля? (Намекает на
вознаграждение, получаемое от контролирования.)
Пациент (говорит о незначительных вещах).
Hosted by uCoz