Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 50 
Next page End  

мастерство этих писателей делало их произведения незаурядными в
утопической литературе, даже при известном налете эклектизма. Их
всемирная известность увеличивала возможность пропаганды
социалистических идей, пробуждала интерес к идеям социализма. Важно
отметить, что эти писатели в большинстве случаев сознавали утопичность
своих произведений, но использовали жанр утопии для пропаганды своих
идей.
Особо следует сказать о Циолковском. Пропагандируя в брошюрах 20-
х годов технические идеи реконструкции земной поверхности и освоения
космического пространства, он создал ряд ярких, впечатляющих
социальных утопий (например, «Общественная организация человечества»,
1928) с целью показать, какие блага способен принести человечеству
научно-технический прогресс. Утопические идеи основоположника
современной космонавтики сыграли важную роль в становлении ранней
футурологии (в широком смысле «литературы о будущем»), к которой мы
обратимся позже.
В целом новая стадия эволюции утопизма существенно отличалась от
предыдущей как уровнем утопической мысли, так и степенью ее влияния на
прогресс общественной мысли. Утопические произведения стали
значительно слабее и по идейному содержанию, и по воздействию на
мировую общественную мысль. Именно их упадок во всех отношениях дает
основание говорить о смене восходящей стадии развития утопизма
нисходящей. Очевидна и причина упадка: неспособность утопии
конкурировать с наукой.
Было бы упрощением, однако, сводить утопизм второй половины XIX
и особенно XX в. только к утопическим романам и трактатам. Писания
идеологов фашизма касались «реальной политики», но по существу это
были самые настоящие социальные утопии — утопии спасения капитализма
политическими средствами, а в ряде отношений даже путем возврата к
феодальным и рабовладельческим порядкам. Эти утопии обернулись
трагической реальностью для сотен миллионов людей, для всего
человечества, ввергнутого во Вторую мировую войну. Об утопии
казарменного социализма мы уже упоминали.
Сочинения Кейнса, его последователей — кейнсианцев и
неокейнсианцев, других представителей современной экономической мысли
формально не являются утопиями. Но фактически это самые настоящие
социальные утопии. Бесчисленные разновидности азиатского, африканского,
американского «социализма», которые множатся год от года, также
являются утопиями, оказывающими немалое влияние на общественную
жизнь трудящихся развивающихся стран. Марксизм, ленинизм, маоизм,
чучхеизм — все это не что иное, как социальная утопия. Тем не менее эта
утопия на протяжении ряда десятилетий являлась вполне реальным
кошмаром почти для миллиарда людей.
Проблема основательного исторического анализа эволюции
современного утопизма во всех его разновидностях не по формальным
признакам, а по существу остается одной из наиболее актуальных в истории
мировой общественной мысли XX в.
Развитие религиозных и утопических представлений о будущем в
древнем мире сопровождалось зарождением представления об истории как
процессе, обладающем определенными закономерностями. К середине 1-го
Hosted by uCoz