Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 50 
Next page End  

тысячелетия до н.э. эти представления приобрели характер философско-
исторических концепций будущего. Постепенно сформировались три
основных концепции, существующие до сих пор: регресс от «золотого века»
в древности к гибели культуры, бесконечные циклы подъемов и падения
культуры в круговороте одних и тех же стадий развития, прогресс от
низшего к высшему.
Взгляд на исторические события как на этапы вечной эволюции мира,
охватывающей прошлое, настоящее и будущее, обнаруживается и в
древнеиндийской (школы Чарвака и особенно Санкхья), и в
древнекитайской (Мэн-цзы, Чжуан-цзы), и в древнегреческой философии
(Гесиод, Платон, Аристотель). Философы пытались вскрыть закономерности
исторических циклов, найти факторы, которые обусловливают их смену. Из
концепции «золотого века» выросла теория «естественного состояния»
(школы киников и стоиков). Софисты, а
затем Демокрит и Эпикур
противопоставили ей идею прогресса. И стоики, и эпикурейцы бились над
проблемой детерминизма в историческом процессе, причем последние
развивали теорию «общественного договора», что само по себе было
покушением на господствовавшую тогда идею провиденциализма.
Теория циклов была настолько детально разработана в трудах Полибия
(II в. до н.э.), что некоторые историки считают все аналогичные концепции
вплоть до современных (Гумплович, Парето, Шпенглер, Сорокин, Тойнби)
лишь развитием его взглядов. Преобладавшей долгое время концепции
регресса от «золотого века» (Сенека, Цицерон, Вергилий, Тибулл, Овидий)
была с новой силой противопоставлена идея прогресса (Лукреций). Это
было выдающимся достижением античной мысли. Концепции регресса и
циклов не случайно оставались долгое время господствующими: первая
проистекала из наблюдений над мучительным процессом разложения
родового строя и становления классового общества; вторая обусловливалась
медленными темпами исторического развития. Нужен был высокий уровень
философского мышления, чтобы за сложными перипетиями развития
общества разглядеть линию прогресса.
Воинствующий клерикализм средневековья надолго подавил все
теории исторического развития, кроме концепции регресса. Лишь к концу
этого периода отмечается новый проблеск идеи прогресса (технического) у
Р. Бэкона и новая, более глубокая разработка теории циклов у Ибн-
Хальдуна, который пытался решить проблему исторического детерминизма,
исследуя влияние на развитие общества географических и иных факторов.
В эпохи Возрождения и Просвещения вновь выдвинулись на первый
план концепции циклов (Макиавелли, Вико) и прогресса. Вико вплотную
приблизился к идее развития не по кругу, а по спирали. Что же касается
прогресса, то одни философы пытались связать его с божественным
провидением (Боден, Лейбниц, Лессинг), другие искали его корни в
материальных факторах (Монтень, Ф. Бэкон, Декарт, Спиноза). Клерикалы
(Боссюэ и др.) тщетно защищали позиции провиденциализма.
Энциклопедисты, особенно Вольтер, наносили им удар за ударом. Именно с
Вольтера начинается развитие философии истории в современном смысле.
Тюрго, Кондорсе, Годвин объясняли прогресс уже не божественным
предопределением, а совершенствованием разума и влиянием разного рода
внешних факторов. Сторонники концепции прогресса все шире
использовали теории «естественного состояния» и исторического
Hosted by uCoz