Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 50 
Next page End  

Традиция «размышлений о будущем» была подхвачена в 20-х годах на
Западе множеством ученых и писателей, особенно молодых. Продолжая
линию уэллсовских «Предвидений», молодой английский биолог (будущий
член Политбюро Компартии Великобритании и один из крупнейших
биологов мира середины XX в.) Дж. Б.С. Голдейн, только что окончивший
тогда университет, написал брошюру «Дедал, или Наука и будущее» (1916).
Эта брошюра спустя десятилетие, когда разгорелась дискуссия о
принципиальной возможности планирования развития экономики и
культуры, явилась основой серии более чем из ста брошюр по самым
различным перспективным проблемам науки, техники, экономики,
культуры, политики, искусства. Серия выходила в 1925—1930 гг. на
нескольких языках под общим названием «Сегодня и завтра». В ней приняли
участие многие деятели науки и культуры Запада, в том числе ряд молодых
исследователей — будущие ученые с мировыми именами Б. Рассел, Дж.
Джине, Б. Лиддел-Гарт, Дж. Бернал, С. Радхакришнан и др. Серия вызвала
дискуссию в мировой печати и значительно стимулировала интерес научной
общественности к проблемам будущего.
Вместе с тем на Западе стали появляться и фундаментальные
монографии о конкретных перспективах развития науки, техники,
экономики и культуры. К числу наиболее значительных среди них можно
отнести труды A.M. Лоу «Будущее» (1925), «Наука смотрит вперед» (1943),
Ф. Джиббса «Послезавтра» (1928), Эрла Биркенхеда «Мир в 2030 году»
(1930) и др.
Разумеется, ранняя футурология Запада не исчерпывалась
перечисленными работами. С «размышлениями о будущем» видные деятели
науки и культуры выступали все чаще и чаще. В 20-х и в начале 30-х годов
поток футурологических работ нарастал, выражаясь количественно в
десятках книг, сотнях брошюр и статей, не считая бесчисленных фрагментов
в работах, посвященных текущим проблемам. Значительное место в этой
литературе продолжал занимать Уэллс («Война и будущее» (1917), «Труд,
благосостояние и счастье человечества» (1932), «Судьба Гомо сапиенс»
(1939), «Новый мировой порядок» (1940), «Разум у своего предела» (1945).
Он во многом предвосхитил футурологические концепции второй половины
XX в.
В начале 30-х годов экономический кризис и надвигавшаяся мировая
война отодвинули на задний план проблемы отдаленного будущего и
буквально за несколько лет, к середине 30-х годов, свели почти на нет
стремительно возраставший до того поток футурологической литературы.
На первый план постепенно выдвинулись работы о грядущей войне —
труды военных теоретиков Дж. Дуэ, Д. Фуллера, Б. Лиддел-Гарта и др.
«Размышления о будущем» были характерны не только для западной
общественной мысли 20-х годов. В Советском Союзе под прямым или
косвенным влиянием прогнозных разработок, связанных с планом ГОЭЛРО,
такого рода литература также стала стремительно развиваться, причем в ней
ясно различимы зародыши современных идей поискового и нормативного
прогнозирования.
Важнейшее по значению место в этой литературе, как это очевидно
теперь, заняла упоминавшаяся уже серия брошюр Циолковского
(«Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1926) —
исправленное и дополненное издание работ 1903 и 1911 гг., «Монизм
Hosted by uCoz