Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 50 
Next page End  

предсказывали падение доли расходов на питание и одежду в
«постиндустриальном обществе» до ничтожной величины примерно
нескольких процентов и рост за этот счет доли расходов на жилище,
транспорт и культуру до колоссальной величины, сопоставимой с долей
расходов на питание в «доиндустриальном обществе».
Точно так же поступали они и в отношении структуры рабочего года.
Для «доиндустриального общества» характерен примерно 3500—4000-
часовой рабочий год, т.е. 52 шестидневные рабочие недели по 10—12 и
более часов работы в день, с 10—15 праздничными днями в году, но без
оплачиваемых отпусков. В «индустриальном обществе» рабочий год
сокращается более чем на половину: до 48—50 пятидневных 40-часовых
рабочих недель по 8 часов работы в день с 2—4-недельным отпуском.
Экстраполируя и эту тенденцию на отдаленное будущее, «индустриалисты»
предсказывали сокращение рабочего года в «постиндустриальном
обществе» еще, по меньшей мере, вдвое, в результате чего он может
выглядеть, например, как 40—42 четырехдневные рабочие недели по 6—7
часов работы в день с 10—12-недельным отпуском.
При таком подходе абстрактные десятки тысяч долларов ВНП на душу
населения расшифровывались в конкретных чертах будущего
«постиндустриального общества», где в сельскохозяйственном и
промышленном производстве трудится не более одной десятой населения, а
остальные девять десятых заняты в сферах обслуживания и духовного
производства («общество изобилия»), где подавляющее большинство
взрослого населения имеют специальное высшее образование и являются
дипломированными специалистами, где преодолена сложность современной
демографической ситуации с ее шатанием от «демографического взрыва»
(лавинообразного роста населения) в развивающихся странах до
депопуляции (сокращение рождаемости до уровня, не способного
компенсировать смертность) в странах развитых, где установилось простое
воспроизводство населения (рождается столько же, сколько умирает), где
подавляющая расходная часть денежного бюджета людей идет не на
питание и одежду, а на благоустройство жилища, транспорт, культуру
(«общество массового потребления»), наконец, где люди трудятся не более
тысячи часов в год по сравнению с двумя тысячами теперь и четырьмя
тысячами столетием раньше, где их свободное время в несколько раз больше
современного («общество досуга»).
Это была очень броская рекламная картина «общества будущего». И,
тем не менее, она подверглась такой же ожесточенной критике со стороны
представителей других направлений общественной мысли, какую
выдержала незадолго перед тем книга Кана и Винера.
Лекция 5
«АНТИФУТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ» 
А. ТОФФЛЕР
Критика теорий индустриализма вообще и концепции
«постиндустриального общества» в частности развернулась еще в первой
половине 60-х гг., когда открыто апологетическое течение футурологии,
выступавшее под этим знаменем, было преобладающим, «задавало тон»,
активно атаковало слабые в то время оппозиционные течения. Среди
Hosted by uCoz