Navigation bar
  Print document Start Previous page
 47 of 105 
Next page End  

людьми, с недоверием относящимися к окружающему миру, с неуверенностью в
собственных силах, с чувством постоянной вины. Со всем тем, что принято называть
"комплексом неполноценности". Они и в старости все время на кого оглядываются, кого-то
и чего-то опасаются. В самоощущении старости люди с завышенной самооценкой
идентифицируют себя с более молодым поколением, их антиподы - с более старшим.
Последний восьмой кризис. К этому моменту человек так или иначе преодолел семь
предыдущих, но от того, каким он вышел из этих семи кризисов - победителем или
побежденным зависит стратегия поведения в этом завершающем испытании. Об этом же
писала уже названная Карен Хорни. В отличие от Фрейда, Хор-ни, не отрицая влияния
детства на эмоциональное развитие человека, более значимым считала настоящее. Путь
"реального развития" -это путь, на котором "каждый шаг влечет за собой следующий".
"Существующее сегодня не существовало в этой форме изначально, а приняло ее поэтапно".
Нынешняя форма немыслима без предшествующих.
Итак, восьмой кризис /Э.Эриксон/ или пятая фаза / Ш.Бю-лер/ знаменуют собой
завершение предшествующего жизненного пути и разрешение этого кризиса зависит от
того, как этот путь был пройден. Человек подводит жизненные итоги, и если воспринимает
ее как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в
будущее. Он понимает, что смерть -естественный конец жизни.
"Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть."7С. Есенин/
Страх смерти. Если человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря,
выбор спутника, друзей, профессии были ошибками, (теперь уже непоправимыми), то его настигает
чувство бессилия что-либо исправить. Приходит страх смерти. Человек живет, покуда он
боится смерти и борется за жизнь. Только душевно больные люди не боятся смерти, а в состоянии
деменции стремятся к ней.
Проблема смерти в истории философии традиционна. Но е¸ рассмотрение почти
всегда приобретала у философов психологический оттенок. Сократ, Платон, Аристотель,
Эпикур, Сенека, Ф.Бэкон, Л.Толстой, М.Вебер все они стремились освободить человека от
страха смерти и помочь преодолеть е¸ трагизм. Эпикур
46
Hosted by uCoz