Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 105 
Next page End  

8. Как Вы относитесь к критическим замечаниям стариков?
а) прислушиваетесь;
б) "пропускаете мимо ушей";
в) просите оставить вас в покое.
Ответы на этот вопрос распределились примерно равно между всеми тремя
вариантами.
Анализ результатов анкетного опроса показывает, что хотя отношения не идеальные
(что практически невозможно), но и не столь угнетающе-тревожные, как пишет польская
коллега. Герон-тофобия, то есть ненависть к старикам, никогда не была характерной чертой
массового сознания в России.
Теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагающая,
что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем
возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из
общества.
Отчуждение и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно
предложить такую поэтапную схему: в пожилом возрасте приоритет остается за
активностью, в старости возникает своеобразное равновесие двух тенденций, то есть то, что
Гегель называл примирением противоречий.
Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер ("Социология")
выводит специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других
возрастов. Причем установление хронологических границ не имеет смысла, так как вступ-
ление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным
возрастным нормам.
Теория субкультуры (А.Роуз), согласно которой культура становится стержнем,
объединяющим людей пожилого возраста, и создает особую близость между ними и в то же
время обособливает их от других возрастных когорт. Причем автор теории утверждает, что
культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп. В
практическом плане А.Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов
для пенсионеров.
Что касается субкультуры, то она не есть какая-то вновь создаваемая культура для
пожилых и старых. Это та культура, которую они освоили прежде, распредметили е¸ и
считают своей собственной. Она действительно может объединять людей в определенную
группу, с привычными нормами морали, поведения, традициями, духовными ценностями.
Но так как в группах, предшествующих стареющей, нет единой культуры, то и перенос в
старшую
28
Hosted by uCoz