Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 105 
Next page End  

ной старости столкнулось впервые и во многом оказалось к этому неготовым ни на уровне
социума, ни на уровне индивидов.
В-третьих, интересны положения Дж. Мида о стадийности процесса развития
самости. На первой стадии, стадии ролевой игры ребенок идентифицирует себя с тем
образом, который ему навязывают или подсказывают родители. На второй стадии,
собственно игровой, подросток, общаясь в более широком кругу, получает возможность
взглянуть на себя со стороны. Так формируется "меня" и принимаются правила игры. На
третей стадии человек входит в определенную группу, осваивает систему отношений и тем
самым определяет свое место в общественной иерархии.
Нам представляется, что схему Дж.Мида можно расширить, распространив трехфазное
представление на каждый новый этап в жизни человека. Одним из таких этапов является
старость. На первой стадии, еще задолго до наступления реальной старости человек
подспудно "примеряет" на себя образ старика, в общении с людьми старшего возраста, с
дедушкой, бабушкой. На второй стадии, в непосредственно предпенсионном возрасте,
человек осваивает правила поведения в сообществе пенсионеров - принимает моду этой
группы, отказывается от прежней моды и привычек, усваивает принятые правила поведения
стариков. На третей стадии, собственно пенсионной, он использует приобретенное на
второй стадии, обретает символы старости, адаптируется к новому отношению к себе со
стороны окружающих. Важным моментом является своевременность вступление во вторую и
третью стадию, чреваты и преждевременность, и опоздание. И в том, и в другом случае
человек оказывается вне собственной возрастной группы, как бы застревает в переходе.
Преждевременное "натягивание" стариковского поведения равносильно раннему старению,
запаздывание в осознании собственного возраста когда-то остроумно охарактеризовал
Цицерон: "Он остался прежним, но прежнее ему не шло".
Степень разработанности социальной геронтологии и герон-тосоциологии есть
опосредованное отражение неготовности общества к своей новой демографической
структуре, к связанным с е¸ обретением трудностям и использованием е¸ достоинств. Мид
считал, что в адаптации содержится сила созидания, то есть можно утверждать, что
адаптация общества к новой демографической ситуации носит созидательный,
стабилизирующий характер, столь необходимый сегодняшней России.
Геронтократия. Двадцать шесть веков назад мудрый грек Пифагор сказал, что расцвет
человеческих сил совпадает с его со-
30
Hosted by uCoz