Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 105 
Next page End  

стве правителями, по мнению античного философа, должны быть старцы, умудренные
жизненным опытом и обладающие природными задатками к управлению людьми и государством.
Геронтокра-тическую традицию Платон обосновывает в "Государстве", "Законах",
"Политике", "Письмах". У него старость олицетворяет совершенство человека. Старый умеет
разобраться в людях и событиях, он способен прогнозировать будущее. Присущая его возрасту уме-
ренность и мудрость позволяет ему быть справедливым. У Платона старик - хранитель
законов, традиций, истории. К.Маркс доказывал, что идеальное государство Платона не есть
чистый вымысел философа, спекулятивно построенная идеальная модель. Его источником
были наблюдения над общественным строем современного Платону Египта, сделанные им во
время пребывания в этой стране.
Из философского трактата Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) "Беседа о старости",
который написан в форме диалога славного римского гражданина, политика и
государственного деятеля Катона с молодыми республиканцами Сципионом Младшим и
Лелием, мы узнаем как Катон упрекает молодежь в бездеятельности, пресыщенности, в
безнравственности. Отцы жили мечтой создать республику, сделать римлян свободными
гражданами, а саму жизнь прекрасной и светлой, самонадеянные же потомки погрязли в
роскоши и разврате. Отцы ничего не желали для себя ни славы, ни богатства, лишь исполнения своих
мечтаний. О самом Катоне существует такой исторический анекдот. Друг сказал ему
однажды: "Позор, что до сих пор в Риме не воздвигнута твоя статуя. Я займусь этим". "Не
нужно, отвечал Катон. - Пусть лучше спрашивают, почему нет статуи Катона, чем
удивляются, зачем она здесь стоит". Итоговый вывод трактата - утверждение Цицерона, что к
управлению страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знания
жизни явятся лучшим залогом процветания государства.
Призывом почитания предков - живых и умерших - буквально пронизано учение Конфуция
(551-479 до н.э.), древнекитайского мыслителя, чье учение на долгие века было принято в Китае в
качестве государственной доктрины и стало своеобразной религией не только на родине
мудреца, но и распространилось в соседние страны: Японию, Корею, Вьетнам. Центральное
место в учении занимает концепция "сяо", поучающая сыновей почтительности, уважению к
родителям и старшим вообще. Конфуций считал "сяо" самым эффективным методом управления
страной, потому что страна
33
Hosted by uCoz