Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 105 
Next page End  

современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих
культуру прошлого, в то время как знания и культурные ценности эволюционируют с невиданной
быстротой".
Следует также учитывать процесс урбанизации, то есть переход от преимущественно
аграрного труда к преимущественно индустриальному, а вместе с этим - от преобладания
сельского населения, где традиционно велик культ седобородых, к большинству городских
жителей, в среде которых приоритет отдается знаниям, силе, ловкости, находчивости -
достоинствам молодости.
В связи с таким раскладом общественных сил, западные социологи заговорили о "возрастной
сегрегации", то есть о резком разделении общества на противостоящие возрастные группы и пре-
вращении пожилых членов общества в "социальных изгоев". Такая оценка ситуации
перекликается с идей эйджеизма. Перед большинством цивилизованных стран стоит проблема
оптимизации отношений поколений, в том числе рационального сочетания во властных
структурах людей старшего и молодого поколений.
Количественный рост группы пожилых людей придал ей особое качественное положение в
обществе, она стала реальной политической силой как специфическая социальная группа. Американс-
кий социолог Пратт называет эту группу своего рода козырем в политической борьбе, а
вопрос о социальном обеспечении старости - серьезным политическим аргументом. Следует
обратить внимание на одну особенность в отношении политических деятелей и партий к
старикам. "Сострадание, - писал А.Адлер, - это самое чистое выражение социального
чувства. ... поскольку сострадание может быть хорошим мерилом способности человека
отождествлять себя с другим". Но тут же добавлял, что это чувство редко встречается в чистом виде,
чаще им злоупотребляют в корыстных целях (А.Адлер. Понять природу человека. С-Пб.,
1997.) Нельзя не увидеть аналогию в отношении к социовозрастной группе пожилых в
предвыборных баталиях сегодняшней России. Тот же Пратт отмечает, что исследователи в
основном сходятся во мнении, что большинство престарелых занимают консервативные
позиции и разделяют консервативные взгляды по ряду социальных вопросов. Люди этого возраста
связывают свои негативные оценки настоящего с утратой или возможной утратой "места в
жизни, с воспоминаниями о счастливых "прошлых временах".
Однако консерватизм не тождественен пассивности в политической жизни. Напротив,
сопоставление результатов участия в
35
Hosted by uCoz