Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 53 
Next page End  

Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
11
завладевает сердцами всех, и все стремятся к разрушению. Человек, прибежавший только с тем,
чтобы воспрепятствовать смерти невинного, одним из первых заражается стремлением к
человекоубийству и, что ещ¸ удивительнее, совершенно не удивляется этому".
Что непонятно в толпе, так это — е¸ внезапная организация. В ней нет никакого
предварительного стремления к общей цели, следовательно невозможно, чтобы она обладала
коллективным желанием, обусловленным возбужд¸нными элементарными силами всех
составляющих е¸ лиц. Между тем, среди бесконечного разнообразия е¸ движений мы видим
некоторую целесообразность в поступках и стремлениях и слышим определ¸нную ноту,
несмотря на диссонанс тысячи голосов. Само слово толпа , как имя собирательное, указывает
на то, что масса отдельных личностей отождествляется с одной личностью. Таким образом,
является настоятельной необходимостью определить — хотя бы и не было возможности дать
себе в этом ясного отч¸та — действие того нечто , которое служит причиной единства мыслей,
наблюдаемого в толпе. Это нечто не есть появление на сцене самых низких умственных сил и
вместе с тем не может претендовать на степень известной интеллектуальной способности;
поэтому наиболее подходящим для него определением будет: душа толпы .
Откуда же бер¸т начало эта душа толпы  ? Возникает ли она каким-нибудь чудом?
Представляет ли она явление, от объяснения причин которого должно отказаться?
Основывается ли она на какой-нибудь примитивной человеческой способности? Как объяснить,
что какой-нибудь сигнал, голос, крик одного индивида увлекает подчас к самым ужасным
крайностям целые народы, даже без всякого с их стороны согласия?
По мнению Бордье, причиной этого: «способность подражания, имеющая целью —
подобно диффузии газов, стремящейся уравновесить газовое давление, — уравновесить
социальную среду во всех е¸ частях, уничтожить оригинальность, сделать однообразными
характерные черты известной эпохи, известной страны, города, малого кружка друзей. Каждый
человек расположен к подражанию, и эта способность достигает maximum'a у людей,
собранных вместе. Доказательством последнему могут служить театральные залы и публичные
собрания, где малейшего хлопанья руками, малейшего свистка достаточно, чтобы побудить к
тому или другому всю залу».
И действительно, стремление человека к подражанию — одна из самых резких черт его
природы; это — неоспоримая и неоспариваемая истина. Достаточно бросить взгляд вокруг себя,
чтобы увидеть, что весь социальный мир представляет из себя не что иное, как ряд сходств,
произвед¸нных разнообразными видами подражания: подражанием-модой или
подражанием-привычкой, подражанием-симпатией или подражанием-повиновением,
подражанием-образованием или подражанием-воспитанием, наконец добровольными
рефлективными подражаниями.
4
С известной точки зрения, общество может быть уподоблено спокойному озеру, в которое
от времени до времени бросают камни; волны расширяются, распространяясь вс¸ дальше и
дальше от того места, где упал камень, и достигают наконец берегов. То же бывает в мире — с
гением: он бросает идею в стоячее болото интеллектуальной посредственности, и эта идея,
найдя сначала немного последователей и плохую оценку, распространяется впоследствии
подобно волне на гладкой поверхности озера.
Люди, по словам Тарда, это — стадо овец, среди которых рождается подчас глупая овца,
гений, которая одною только силою примера увлекает за собою других.
И в самом деле, все существующее, представляющее результат человеческого труда —
начиная от материальных предметов и кончая идеями — представляет собою подражание или
более или менее измен¸нное повторение идей, открытых когда-то более высокой личностью.
Подобно тому, как все употребляемые нами слова, сделавшиеся в настоящее время весьма
обыкновенными, были некогда новыми, точно также и то, что сегодня известно всем, некогда
было весьма оригинальным, принадлежа только одному лицу.
Оригинальность, по весьма остроумному замечанию М. Нордау, есть не что иное, как
зародыш банальности. Если оригинальность не заключает в себе условий для дальнейшего
                                                
4
Г. Тард. «Законы подражания», гл. I.
Hosted by uCoz