Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 53 
Next page End  

Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
40
Итак, вопрос должен быть поставлен в следующей форме: следует ли опасаться того, кто
совершит преступление среди толпы народа? Если — да, то в какой степени? То есть,
представляет ли этот человек, помещ¸нный вне возбужд¸нной и разгневанной толпы,
освобожд¸нный от тысячи внушений, толкавших его к преступлению, и привед¸нный в
нормальное состояние, какую-нибудь опасность для общества? Возможно ли, чтобы честный
человек позволил толпе увлечь себя ко злу, получил припадок сумасшествия, которое, раз оно
прошло, не оставляет после себя никаких следов, и поэтому он не должен был подвергаться
уголовному возмездию.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос настоящим образом, нужно знать не только
теоретически, но и вообще для всякого частного случая, какова в толпе сила внушения, а также
как велико влияние е¸ испорченности на данного человека. Необходимо знать, обладает ли она
на самом деле тем ужасным и удивительным обаянием, которое способно преобразовать в
убийцу глубоко честного человека. Может ли толпа сделать такое чудо? В I главе было
разъяснено, что волнение, оказываемое толпою на е¸ составные единицы, есть не что иное, как
явление внушения. Таким образом, мы можем дать ответ на заданный нами вопрос, исследуя,
как действуют на индивида внушение, и как велико его действие. К несчастью, мы не в
состоянии сделать такого рода исследования над внушением, получаемым во время
бодрствования, так как этот вопрос до сих пор изучен очень мало; но мы будем делать эти
исследования над состоянием гипноза, представляющим нам обширное поле для наблюдений и
опытов.
Это ничуть не уменьшит значения нашего исследования, так как хотя внушение,
исходящее от толпы, и получается в состоянии бодрствования, однако всякому известно, что
такого рода внушение является первой степенью гипнотического внушения. Рассуждение,
приложимое к первому, вполне приложимо и ко второму. Единственным различием будет то,
что в гипнотическом сне внушение имеет гораздо более силы, чем в нормальном состоянии.
"Гипнотическое внушение, —
говорит Лядам , действует на больной и усыпл¸нный
мозг совершенно так же, как и обыкновенное внушение, когда человек уверяет других в том, в
ч¸м он желает их убедить, Гипнотическое внушение тождественно с убеждением, которое
имеет место в нормальном состоянии; оно только значительно усиливает могущество
оказываемого нами на других влияния, подавляя сопротивление, существующее в состоянии
бодрствования".
Итак, возможно ли при помощи гипнотического внушения заставить человека совершить
какое угодно преступление? Возможно ли совершенно уничтожить его личное "я" и направить
его к совершению поступков, которых он никогда не совершил бы, будучи в состоянии
бодрствования и имея возможность рассуждать?
Если положиться на школу Нанси, то прид¸тся ответить утвердительно.
Льебо писал: «Усыпитель может внушить сомнамбулистам что угодно и заставить их
исполнять его приказания не только в состоянии сна, но даже и после того, как они проснутся».
По его мнению, сомнамбулист слепо повинуется внушению: «он ид¸т к цели с той
фатальностью, с какой падает брошенный нами камень». И многие факты могут по-видимому
утвердить абсолютную справедливость этого положения.
Рише и Льежуа приводят случаи, доказывающие, что подчас уда¸тся насиловать
нравственные правила индивида, что можно заставить его забыть самые святые чувства и
отвергать самые основные правила нравственности. Так, одна хорошая и добрая дочь,
загипнотизированная, выстрелила из пистолета в свою собственную мать. Один честный
молодой человек пытался отравить глубоко им любимую т¸тку; молодая девушка убивает врача
за то, что он плохо е¸ лечит; другая отравляет неизвестного ей человека.
Но можно ли достичь таких результатов без всякого труда со стороны внушающего,
довольствуясь одним только внушением? В большинство случаев — нет. Нужно очень долго
бороться с волею гипнотизируемого, и вс¸-таки он оказывает некоторое сопротивление.
Только после целого ряда постепенных внушений индивид может подчиняться опасным и
рискованным приказаниям. Всякий раз, как он выказывает некоторое сопротивление или
отказывается безусловно повиноваться, повторяют внушение, прибавляя к нему пояснения,
Hosted by uCoz