Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 53 
Next page End  

Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
45
Поместите этих людей в благоприятную среду, подвергните влиянию хороших внушений,
и они останутся честными, по крайней мере перед лицом закона; наоборот, если их поместить в
неблагоприятную среду. окружить вредными внушениями, то они превратятся в случайных
преступников или преступников в состоянии аффекта.
Слабость характера заставляет их легко впитывать в себя вс¸, что их окружает: как
доброе, так и дурное, прич¸м при одном образе жизни внешние обстоятельства управляют ими
легче, чем при другом.
Итак, если подобные метаморфозы происходят в мирной, регулярной, нормальной жизни,
то что же будет происходить среди толпы, где в одно мгновение концентрируется такая масса
внушений, какой никогда не бывает во всяком другом случае? Не очевидно ли, что все эти
личности уступят, и что совершат преступление даже те честные, но слабые люди, которые
может быть завтра же обнаружат громадный альтруизм на том же основании, на каком сегодня
они позволяют себя увлечь потоком ненависти?
"В 1870 г. я видел, — говорит Жоли , — как толпа преследовала карету одного генерала,
желая во что бы то ни стало выведать у него какой-то политический секрет. В толкотне этой я
заметил одного знакомого мне молодого человека, энтузиаста, но тихого и порядочного,
трудолюбивого и доброго, безусловно честного. Этот последний вдруг стал громко требовать
револьвер, желая стрелять в упорствующего генерала. Если бы у него в руках было оружие, я не
ручаюсь за то, что могло бы произойти".
Как вели бы себя те, которые находились бы в таких же условиях, как и этот молодой
человек? Что делали бы они, имея в руках оружие? Можно ли за это назвать их злыми?
Нет, скажем мы: они — только слабохарактерные люди. В них находятся, но только
весьма поверхностно, чувства жалости и честности. Более новые слои характера, составляющие
физическое основание этих чувств, не могли накопиться в достаточном количестве и покрыть
совершенно старые пласты, представляющие из себя остатки самых отдал¸нных образований.
Какого-нибудь происшествия, какой-нибудь случайности, глубоко потрясших этих индивидов,
вполне достаточно, чтобы изменить их характер. Пласты последнего перемешиваются
беспорядочно: более глубокие, подымаясь сразу на поверхность, допускают проявление самых
грубых и жестоких инстинктов.
В толпе, благодаря революции , происходит то же, и что в частной жизни —
благодаря
эволюции . Коренное изменение характера, начавшееся на первых порах медленно, под
влиянием дурных примеров или благодаря развращ¸нному товарищу, — который заставил вас
упасть в бездну порока, открыл вам дорогу туда, откуда нет возврата, — увеличивается вс¸
более и более, пока совершенно не изменит человека, пока не уничтожит его характера; — вс¸
это происходит в толпе в течение нескольких мгновений.
Кроме постепенного и медленного падения, делающего честного ещ¸ человека случайным
преступником, а впоследствии и преступником по привычке, в толпе существует мгновенное
падение, делающее честного человека преступником в состоянии аффекта.
Вот почему, по моему мнению, большая часть индивидов, находящихся в толпе, доходит
до преступления.
Если это так, то какова должна быть самая подходящая социальная реакция?
Прежде чем ответить на этот вопрос, нам нужно будет заняться некоторым другим
фактором преступлений толпы, самым важным с психологической точки зрения: я говорю о
мотиве , благодаря которому совершается данное преступление.
В начале второй главы мы сказали уже несколько слов о том постоянном душевном
состоянии большинства, которое да¸т возможность заметить, что испытываемые им
несправедливости и горе образуют отдал¸нное и неопредел¸нное предрасположение к тем
преступлениям, которые может совершить толпа. Здесь мы должны ближе изучить условия,
определяющие коллективные преступления.
Толпа не образуется без причины. Отдельные личности не соединяются без всякой цели.
Однако, эта всегда существующая цель является принадлежностью лишь немногих личностей;
большая часть собирается вокруг первой группы только в силу внушения.
Не пробовали ли вы остановиться среди улицы, пристально смотря на какое-нибудь окно,
вообще на какую-нибудь точку, или опереться на перила моста, чтобы посмотреть на
Hosted by uCoz