Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 53 
Next page End  

Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
48
случайные; не то важно, что они совершили одно и тоже преступление. По нашему мнению,
наказание должно быть налагаемо не только сообразно со степенью объективной важности
преступления, но также сообразуясь со степенью опасности , которую представляет из себя его
виновник; степень же опасности можно измерить только для каждого отдельного случая.
К этому нужно прибавить, что для коллективных преступлений не всегда возможно
руководиться общими правилами, которые устанавливаются для индивидуального
преступления, сообразно с тем, как оно было совершено.
Один преступник например, убивающий без всякой видимой причины, —
с
жестокостью , выражаясь классически, всегда должен быть подвергнут максимальному 
наказанию, так как a priori  можно утверждать, что он, судя по его преступлению, или
преступник прирожд¸нный, или сумасшедший.
Если бы тот же принцип приложить к коллективному преступлению, то подчас явились
бы большие неточности. Какой-нибудь человек, находясь среди толпы, может совершить много
убийств, не будучи преступником от рождения. К такого рода крайностям его может толкнуть
нравственное опьянение, которое делает его своей жертвой: только после совершения
преступления такой субъект начинает понимать, как бы проснувшись от долгого сна, до каких
крайностей он себя допустил. В н¸м просыпается искреннее и мучительное раскаяние,
неизвестное преступнику от рождения.
Тэн рассказывает, что во время революции 1793 г. один из таких людей убил в
продолжение одного дня 5 священников и впоследствии умер от стыда и угрызений совести.
Как нервный кризис, в который впадает загипнотизированный, совершив в состоянии
гипноза фиктивное преступление, служит доказательством его органического отвращения к
совершенному поступку, точно также угрызения совести и раскаяние после реального
преступления доказывают, что человек не совсем испорчен. Для подобных проступков
смертная казнь была бы несправедливой карой.
Таким образом отвлеч¸нно нельзя установить никакого абсолютного правила.
Здесь более, чем в каком-либо другом месте, нам нужно держаться самого главного
принципа нашей школы: указать на форму и количество реакции, сообразуясь с характером
каждого отдельного преступника.
Позитивная школа видит, рассматривает и терпеливо исследует бесчисленные причины
преступлений толпы; — все это ей нужно для того, чтобы с большей компетентностью
рассуждать об этом вопросе; но в ней нет никакого стремления дать, на основании изучения
этих причин, какой-нибудь более общий вывод, настолько точный, чтобы он мог иметь
значение во всех возможных случаях.
20
Что касается нынешнего состояния знания, то, так как
классическая школа пользуется ещ¸ большим поч¸том, дать такое общее правило является
необходимостью.
«Правило это, — сказал я в первом издании моей книжки, — должно быть таким, какое
предложено Пюльезе, а именно: постановить, чтобы преступления, соверш¸нные среди толпы,
всегда рассматривались, как совершенные индивидами, несущими только половинную
ответственность». Я сам понимал нелепость такого рода извинения отдельного умственного
недостатка, так как в приноровленной к этому случаю формуле нет справедливости.
21
Последнее особенно резко бросается в глаза, потому что формула эта относится не только к
                                                
20
Рассуждая о преступлениях толпы, необходимо обращать внимание на пол и возраст, так как известно, что
женщины, дети и даже юноши легче поддаются внушению, чем взрослые. «Детство, — писал Рамбосон, — это
расплавленный металл, выливаемый в форму и принимающий какие угодно очертания… Все темпераменты,
близкие в темпераменту реб¸нка, женщины или юноши, скорее всех принимают впечатления извне и заражаются
всеми эпидемиями». Лаверн назвал детей йponges йducables (воспитательные губки), — название очень меткое,
приложимое отчасти и к женщинам.
21
Современная психиатрия доказала ложность мнения древней психиатрии, полагавшей, что какой-нибудь
человек может быть в одно и то же время более или менее сумасшедшим и умственно здоровым, сумасшедшим —
с точки зрения известных чувств или известных идей. В наше время все согласны с Маудсли, что если кто-либо
сумасшедший, то он таков до конца ногтей.
Hosted by uCoz