Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 25 
Next page End  

стью.
Сочинения, которые мы имеем из рук многих научных писателей о
“Я”, о личности и характере дают немногим лучшую основу для работы.
Почти всякий психолог и медицинский писатель имеет на фоне своей ран-
ней тренировки известные религиозные или метафизические предпосылки.
Он не находит способа вплести их в недвусмысленное научное обсуждение
инстинкта, эмоции и навыка.
Поэтому он выдвигает их в заключительном обсуждении “Я” и лично-
сти, где задачи обыкновенно не так отчетливо разработаны и поставлены.
Опять-таки в сочинениях ученых мы также встречаем ранние реакции на ав-
торитет. Это сказывается в нежелании допустить, что индивид имеет внутри
себя все факторы, определяющие действие. Считают необходимым ввести
для обоснования “Я” или личности, если не открыто, то хотя  бы скрытым
образом, какое-то ядро, какую-то сердцевину или сущность, которые не
поддаются анализу, которые не могут быть выражены посредством ясных
факторов наследственных и приобретенных реакций и их объединений. Это
через всю историю философии иллюстрирует “дух” Беркли (Berkley), “соз-
нание” и “Я” современных писателей психологов и “бессознательной”
фрейдистских мистиков.
Представление о личности в науке о поведении и в здравом смыс-
ле. По-видимому, мы опять дошли до такого пункта в психологии, когда
прогресс может быть достигнут наиболее быстро тем, что мы отбросим все
эти туманные представления о личности и начнем с предпосылок, которые
доставят нам полезные и практические результаты, укладывающиеся в
обычные понятия научного языка. Будем подразумевать под термином
“личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потен-
ции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении
реакций. Под тем, чем он обладает, мы подразумеваем, во-первых, общую
массу его oрганизованных навыков, социализированные и урегулированные
инстинкты, социализированные и умеренные эмоции и сочетания и взаимо-
отношения этих последних и, во-вторых, высокие коэффициенты как пла-
стичности (способности образования новых навыков и видоизменения ста-
рых), так и способности удержания (готовность установления навыков
функционировать после периода непользования ими). Рассматриваемый с
другой точки зрения актив его — это та часть снаряжения индивида, которая
служит его приспособлению и равновесию в настоящей среде и также по-
тенциальные или возможные факторы, которые подготовили бы его подъем
для того, чтобы справиться с изменившейся средой. Выражаясь подробнее,
мы подразумеваем, что можем перечислить причины его настоящей непри-
способленности в таких терминах, как “недостаточность навыков”, “отсут-
ствие общественных инстинктов” (инстинкт, не измененный навыком),
“бурность эмоции” или “недостаток или отсутствие эмоций”, и что мы мо-
жем заключить, что с его настоящим снаряжением и пластичностью инди-
Hosted by uCoz