Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 25 
Next page End  

деть из предыдущей части этой главы. Все мы являемся на практике продук-
тами нашей тренировки и наследственности. Поэтому некоторое углубление
в факторы, лежащие в основе нарушении личности, кажется необходимой
частью даже самой элементарной тренировки.
Временное нарушение навыка, вызванное экспериментально. Не-
сколько лет тому назад Стрэттон (Stratton) произвел очень интересную се-
рию экспериментов с целью испытать действие выведения из строя зритель-
но-двигательной реакции, которое производилось посредством линз, призм
и зеркал, поставленных перед глазами. Например, в одном эксперименте од-
но зеркало помещали горизонтально над головой испытуемого и одно малое
зеркало перед глазами так, чтобы на него падала отраженная от горизон-
тального зеркала картина.
Изображение тела становилось, таким образом,
горизонтальным вместо вертикального. Так как взято было два зеркала, то
не было обращения правой стороны в левую, как в случае одного зеркала.
“Наблюдателю приходилось, таким образом, смотреть на самого себя с точ-
ки зрения, помещенной как будто выше его собственной головы. Поле зре-
ния включало все тело и ограниченную область вокруг”.
Эксперимент продолжался в течение трех дней. Когда зеркала не ста-
вились, то глаза завязывались. Это сооружение вывело, конечно, все пра-
вильные навыки из сцепления. При этом наблюдалось головокружение, по-
теря равновесия и заметное топание ногами и нащупывание руками, а также
отсутствие точной координации. Предметы, которые можно было легко дос-
тать, хватались так, как если бы они находились на гораздо большем рас-
стоянии. Процесс восстановления зрительного приспособления начался поч-
ти сразу и быстро подвигался вперед. К концу третьего дня, хотя иногда и
наступало головокружение, движения происходили все же свободно и точ-
но. Другими словами, новая система навыков установилась на месте старой.
Эксперимент не был продолжен настолько, чтобы испытуемый мог освоить-
ся с этой новой системой зрительных образов так же, как со старой.
То же самое явление наблюдалось и тогда, когда линзы помещались
таким образом, когда все видимые предметы казались перевернутыми. Хож-
дение и движение рук при открытых глазах были крайне неуклюжи и полны
неожиданностей. Естественно, что когда испытуемый реагировал на пред-
меты с зарытыми глазами, то старые навыки вновь самоутверждались и ре-
акции производились правильно. “Конечность обыкновенно начинала дви-
гаться в направлении, противоположном тому, которое в действительности
требовалось. Когда я замечал предмет около одной из своих рук и пытался
схватить его этой рукой, то приводил в движение другую руку. Тогда я ус-
матривал ошибку и попыткой, наблюдением и исправлением добивался на-
конец желаемого действия”. Опять так же, как и в первом тесте, устанавли-
вались новые системы навыков, и реакции на видимые предметы окружаю-
щей среды становились нормальными. Очень интересен один пункт в этих
экспериментах, а именно тот факт, что в момент, когда убирались линзы или
Hosted by uCoz